Фома выдает пластиковый стаканчик Степану. Тот отвозит его Герасиму, который насыпает таблетки в стаканчик, а Емеля развозит стаканчики по больничным палатам. Пациенту остается лишь вставить в Емелю свою электронную карточку и получить порцию лекарств. Управляет всем этим процессом медсестра с помощью компьютера.

Фома, Степан, Герасим и Емеля – так зовут роботов-медсестер из Челябинской области. Их сделали трое школьников из города Копейска, двое из них – Алексей Гагарин и Александр Юрьев - приехали в Москву, чтобы показать роботов на Фестивале науки. Свой проект они назвали «Клиника “Юрьев&Гагарин”».

Алексей учится в десятом классе, Александр – в девятом. Они познакомились в лего-центре «Территория роботов» в Копейске. Это государственная студия, занятия там бесплатные.
«В России не хватает медсестер, - объясняет замысел проекта Алексей Гагарин. - И мы решили разгрузить работу медсестры. Наши роботы не только экономят рабочее время, но и позволяют избежать ошибок. Человек может перепутать и дать пациенту не ту таблетку, а робот действует точно по заданной программе».

Александр Юрьев рассказывает, как робот понимает, какие таблетки в стаканчик класть нужно, а какие нет: «У Герасима таблетки рассортированы по ячейкам. Врач открывает в компьютере приложение к созданной нами программе и заносит информацию. Например, пациенту Иванову нужны таблетки №1 и №2, а Петрову - №3 и №4. Тогда при первом прогоне робот положит в стаканчик таблетки из первых двух ячеек, а мимо третьей и четвертой просто проедет. А при втором прогоне, наоборот, у первых двух ячеек не остановится, а из двух других возьмет по таблетке».

Школьники из Челябинской области уже не впервые показывают свое изобретение на выставках в России. Но пока ни одна больница не предложила им опробовать своих роботов на практике. «Возможно, кто-то втихаря уже создает свои роботы на основе нашей идеи, просто на нас не ссылается», - с грустью говорит руководитель лего-центра Илона Юрьева.

11-летний Антон Куликов и 15-летний Иван Ефименко из города Волгодонска Ростовской области демонстрируют модели роботов-ликвидаторов последствий аварий на АЭС. «Первым в дело вступает разведчик с веб-камерой, – рассказывает Иван. - Он передвигается по станции, определяет, какие объекты заражены, какие – нет, и передает информацию на компьютер. Пока в роли зараженных предметов выступают красные и синие кубики, в роли незараженных – зеленые и желтые, и датчик определяет опасность объектов, основываясь на цвете. Но в будущем мы хотим установить на разведчике дозиметр, который будет измерять уровень радиации. Потом на территорию АЭС заезжают робот-грузчик и робот-транспортер. Грузчик захватывает ковшом все объекты и ставит их на робота-транспортера».

«После аварии на Фукусиме уже применялись похожие роботы, но там все три функции – разведка, погрузка и транспортировка - выполнял один робот, – добавляет Антон. - А мы разделили робота на три части. Если один из роботов сломается, то нужно будет заменить только его, а два другие продолжат работать. К тому же если все три функции соединить в одном роботе, то он получится тяжелый и неповоротливый. Наш отряд подвижный, может подъехать куда угодно».

Кто покормит вашу кошку, когда вас нет дома? Робот, созданный школьником Андреем Босюком из Зеленограда. Его робот тоже сделан из конструктора «Лего», но в натуральную величину. Андрей даже опробовал его на своей шотландской голубой. Кошка осталась довольна.

Друзья Андрея показывают на фестивале две сельскохозяйственные модели. Робот Артема Ломова движется вдоль грядок на поле и опрыскивает картофель, капусту или помидоры от насекомых-вредителей, а робот Андрея Колесниченко может с помощью датчика и веб-камеры отличать спелые баклажаны, яблоки, перцы от неспелых и собирать только созревший урожай. В ближайших планах робототехников – заменить конструктор «Лего» и палочки от эскимо на прочный пластик и протестировать роботы на полях.

Роботы, созданные российской компанией «R.BOT» разговаривают с посетителями фестиваля, шутят, играют с детьми, крутят головой. Их действиями через компьютер управляет оператор, который может находиться в другой комнате, в другом городе, в другой стране. Вместо глаза у робота – вебкамера, с помощью нее оператор видит и слышит все, что происходит вокруг его «подопечного».

В четырех московских школах роботы сидят за партами вместе с учениками, выезжают в коридор на переменках, переезжают в другой класс. Ими управляют дети, которые не могу ходить в школу из-за проблем со здоровьем. К роботу крепиться монитор, и оператора могут видеть одноклассники и учителя. Школьник может поднимать руку, отвечать на вопросы учителя.
С помощью таких роботов можно не только учиться, но и работать. Вот уже полгода робот Андрюша работает экскурсоводом в Политехническом музее. Им управляет из дома девушка Таня, которая может передвигаться только на коляске. Она же выручает сотрудников музея, когда посетители пристают к ним с каким-то каверзным вопросом, ответа на который они не знают. В этом случае они спрашивают у Андрюши, а Таня ищет ответ в интернете. geo_icon