Что делает мужчина, если ему отказывает девушка? Конечно, идет в бар и напивается. Так поступают и сексуально неудовлетворенные мушки-дрозофилы. Исследование,  которое опубликовал журнал Science, доказывает: самцы мушек, лишенные секса, употребляют заметно больше алкоголя.

Мухами биологи занялись, чтобы разобраться как следует в работе “системы наград” мозга. Разнообразные зависимости (от игромании до алкоголизма), а также стресс и депрессию у людей связывают со сбоями в этих системах. Мы ощущаем дефицит “молекул счастья” - и это заставляет нас вести себя странно.

Один из многих кандидатов на роль “молекулы счастья” у человека -  нейропептид Y, дисбаланс которого вызывает анорексию и булимию, посттравматический стресс и другие расстройства. А у мушек в нервных клетках есть подозрительно похожий нейропептид F. Зато нет ни социальных запретов на пьянство, ни сложных способов сублимировать эмоции. Поэтому вся химическая подоплека алкогольной зависимости и сексуального влечения ничем не замаскирована.

Группа биологов из университета Калифорнии в Сан-Франциско (США) поставила над самцами дрозофил особенно циничный эксперимент. Мушки-самки спариваются всего один раз в жизни, а после равнодушны к любым ухаживаниям. Именно к таким опытным самкам ученые подсадили самцов - и те, как ни старались, наталкивались на жесткий отказ. После этого сексуально неудовлетворенные самцы (которых к тому же рассадили по одному), по сути, впали в депрессию. Теперь они даже не пытались завоевать легкую добычу – самку-девственницу.

Вторую группу образовали из самцов, которые четыре дня жили с девственными дрозофилами и могли спариваться с ними. Затем обеим группам было предложено два вида пищи – обычный сахарный сироп и содержащий 15 процентов спирта. Лишенные секса самцы решили уйти в запой, в то время как удовлетворенные самцы дрозофилы выбрали безалкогольный коктейль.

На этом издевательства над мушками не закончились. К примеру, ученым надо было разобраться, что важнее - жизнь без секса или сам акт отказа. Для большей ясности девственным самцам предложили обезглавленных девственниц-самок - которые, очевидно, не могли ни отказать, ни согласиться. После такого шока и издевательства дрозофилы-девственники тоже ушли в запой, так же как их изолированные и отвергнутые сородичи. Значит, заключили ученые, дело все-таки не в отказе, а в отсутствии секса.

Но стоило изолированным девственникам получить наконец свою дозу удовольствия, как они тут же вернулись в нормальную жизнь – стали употреблять в разы меньше спиртного. Получается, организм любыми средствами стремится поддерживать постоянный уровень счастья  - то есть нейропептида F. У людей система счастья многомерная - ее обеспечивают разные сигнальные молекулы (или наркотики, имитирующие их действие): секс (и опиаты) включают эндорфиновую систему, порция кокаина или азартные игры - дофаминовую, алкоголь связывает рецепторы гамма-аминомасляной кислоты. А у мушек эта схема сведена к функциональному минимуму: то, что недодает секс, может дать алкоголь. Возможно, человек тоже пытается отрегулировать уровень нейропептида Y, напиваясь после отказа. Но, в отличие от самца мушки-дрозофилы, уже не испытывает гарантированного счастья. geo_icon