Углекислый газ – это не только глобальное потепление. Растворенный в воде, он губит коралловые рифы (GEO писал об этом в феврале) и сводит рыб с ума. В начале августа биологи доказали: CO2 делает мозг рыб-девушек чрезмерно симметричным. Статья ученых из Австралии во главе с итальянским биологом Паоло Доменичи появилась в журнале BiologyLetters.

Среди здоровых рыб, как и среди людей, тоже попадаются «левши» и «правши»: одни предпочитают поворачивать налево, другие направо. Такие рыбы умнее сородичей, для которых все стороны света одинаково привлекательны: они быстрее решают головоломки в лабораториях у исследователей (например, проходят лабиринты) и вообще лучше приспособлены. Мозг таких рыб, как и наш, асимметричен – разные полушария решают разные задачи.

За счет этой особенности проще реагировать на опасность и справляться с несколькими задачами одновременно, например, есть в присутствие хищника. Однако теперь исследователи доказывают, что CO2 сводит эту способность на нет еще у малька.

На западном берегу австралийского острова Лизард они поймали 138 мальков рыб-девушек (Neopomacentrus azysron), заманив их ночью в световые ловушки. После чего на четыре дня их поместили в аквариумы: один с нормальным уровнем СО2, второй – с повышенным, где фиксировались все их движения. Оказалось, что в воде с углекислым газом рыбы почти не сворачивали с прямого пути. Подобное поведение для них очень опасно: смотреть по сторонам нужно не только для выбора направления, но еще и для того, чтобы вовремя заметить хищника. А от избытка углекислоты рыбы теряют сообразительность и прут напролом. Так, в марте 2011 года австралийские газеты сообщали, что тысячи рыб выбросились на берег вопреки здравому смыслу.

Сюжет
Гибель кораллов
Учёные-гидробиологи спорят о будущем Большого Барьерного рифа

Чем же так опасен CO2 в океане? Этот газ, растворяясь в воде, превращается в углекислоту и повышает кислотность среды. Именно за счет этого эффекта гибнут коралловые рифы – их карбонатный остов растворяется, как мел, на который брызнули лимонным соком. Разумеется, ученые далеки от мысли, что слабая кислота точно так же растворяет рыбий мозг – механизм сложнее и ясен не до конца.

По одной из гипотез, у малька в кислой среде нарушается передача нервных сигналов (ключевой момент этого процесса – перенос ионов через мембраны нейронов, который в кислой среде идет иначе). Есть свидетельства, что углекислотная среда не только прямо влияет на мозг рыб, но и, например, разрушает почки. Как и у подводников, у рыб избыток СО2 может вызвать гипоксию мозга – кислородное голодание, зачастую смертельное.

Вот еще несколько наблюдений: в 2009 году ученые из Калифорнии выяснили, что под воздействием углекислоты у белого морского окуня уши растут быстрей. А рыба-клоун становится более дерзкой и не боится подойти к хищнику – к этому выводу пришла группа австралийских исследователей в 2010 году. geo_icon