На 11° 41.21‘ северной широты и 20° 25.13‘ западной долготы, в 250 милях к юго-востоку от островов Зеленого Мыса в Атлантике, научно-исследовательское судно «Полярная звезда» достигает цели. На море штиль, берега не видно. Глубиномер показывает, что в 4883 метрах под килем дно круто обрывается на еще большую глубину. Здесь, вдали от африканского  берега, биолог Питер Вибе решает начать  глубоководный лов.

Он нервничает. Спешно осматривает лежащую на корме металлическую раму, похожую на дверную коробку. Проверяет, правильно ли отрегулированы системы управления, не спутались ли прикрепленные к раме 16-метровые траловые сети. Затем он подает знак боцману на подъемном кране: «Готово!» Научно-исследовательский трал MOCNESS можно опускать в воду.

68-летний Вибе десятки лет кропотливо разрабатывал и доводил до совершенства свое детище – глубоководный зонд с системой открывающихся и закрывающихся пробоотборных сетей и датчиков состояния окружающей среды. 300-килограммовый аппарат стоимостью около 25 000 долларов оборудован пятью тралами на дистанционном управлении, которые можно открывать и закрывать на разных глубинах. Это позволяет за один заход исследовать сразу несколько природных зон океана.

Этот гигантский «сачок» Вибе и собирается запустить в пространство, недоступное для человека, как и глубины космоса, – в таинственный глубоководный мир, где царят тьма, ледяной холод и смертельно высокое давление. Американский океанограф надеется, что на глубине нескольких тысяч метров в сети аппарата попадут неизвестные науке крошечные морские существа. Стальной трос натягивается, под гул крана трал взмывает над палубой и опускается за борт.

Питер Вибе – научный сотрудник Океанографического института в Вудс-Хоул (США). Вместе с двумя тысячами океанографов из 80 стран мира он участвует в глобальном научном проекте — всеобщей «Переписи морской фауны». Впервые в истории ученые пытаются собрать максимально точные данные о видовом составе океанской фауны, об области распространения и численности микроорганизмов, моллюсков, рыб и морских млекопитающих.

На сегодня описаны лишь 230 000 видов морских существ. А по оценке экспертов, участвующих в программе «Переписи», в Мировом океане их насчитывается не меньше миллиона. Начатая в 2000 году, перепись уже близка к завершению. В октябре этого года планируется опубликовать ее результаты.

Конечно, за десять лет физически невозможно отыскать все до одного виды, обитающие на просторах Мирового океана. Но перепись – это только первый шаг. «Мы рассчитываем хотя бы уточнить, сколько всего еще предстоит открыть и в каких направлениях надо продолжать исследования», – говорит Зигрид Шиль, специалистка по гидробиологии из Института Альфреда Вегенера в Бремерхафене (Германия) и руководитель экспедиции «Полярной звезды».

Для морской переписи биологи собирали научные данные в рамках 23 вспомогательных исследовательских проектов: изучали с помощью роботизированных зондов горячие термальные источники на дне морских впадин, определяли эхолотом координаты рыбных косяков размером с Манхэттен, устанавливали на тюленей, альбатросов и черепах спутниковые передатчики для наблюдения за маршрутами их миграции. Полученные данные важны не только для фундаментальных исследований. Они помогут точнее прогнозировать развитие экологических процессов и ответить на ряд вопросов. Как сказываются глобальные изменения климата на жизнь в океане? Как зависит равновесие океанской экосистемы от видового разнообразия мельчайших морских организмов? Каково будущее рыболовства? Как организовывать морские природоохранные зоны для защиты тунца, акул, морских черепах и других видов, находящихся на грани истребления?

В поисках ответов на эти вопросы биологи стараются выяснить, какие животные раньше обитали в океанах и какова доля ответственности человека за их вымирание. Для этого бригады студентов перерывают архивы музеев и институтов, просеивая информацию, накопленную за 2000 лет истории науки. Читать дальше >>>