Все, что ему осталось, — это несколько крупиц пигмента, черного и красного, каждая не больше четверти миллиметра. Леса разобраны, каждое из шести отверстий во фреске заполнено раствором. Чуть-чуть красителя — и разочарование. Потому что его остановили у самой цели. Искусствоведы, реставраторы, и вообще — элита, которая в Италии оставляет за собой право судить о культурных ценностях.

Маурицио Серачини, американский исследователь творчества Леонардо да Винчи, стоит перед фреской в Зале пятисот в палаццо Веккьо. Когда-то здесь заседал парламент Республики Флоренция. Рядом школьники рассматривают обрамленные золотом стены — лошадей и солдат, которых выстроил там итальянский живописец Джорджо Вазари (1511–1574). Но воображение Серачини рисует ему совсем другие картины: взрыв силы и телесности, изгибающиеся лошадиные тела, сабли, искаженные лица... Он уверен: за более поздней фреской Вазари скрывается «Борьба за знамя» — неизвестный шедевр Леонардо да Винчи, одна из самых больших загадок в истории искусства. Маурицио Серачини посвятил поиску этого мифического творения три десятка лет. Это единственный эксперт по Леонардо, который упомянут под своим именем в бестселлере Дэна Брауна «Код Да Винчи». Он преподает диагностику искусства в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

Драматическая батальная сцена была частью запланированной, но незавершенной фрески «Битва при Ангьяри». Если бы Серачини нашел ее, это стало бы сенсацией. И превратило бы палаццо Веккьо во Флоренции в такое же место паломничества, как Лувр, где висит самое знаменитое творение Да Винчи — картина «Мона Лиза». И прославило бы Серачини на весь мир.

Одержим ли он? Сам ученый не хочет слышать о своей «одержимости», о которой все время твердят. Говорит, что не гонится за славой. «Для меня главное, — он делает небольшую паузу, — красота. Нам нужен этот Да Винчи». По его словам, фреска великого Леонардо была «школой мира», к которой устремлялись художники из Италии и Голландии, чтобы скопировать первую сцену. «Нам нужно найти этот шедевр, потому что в современном мире больше нет эталона красоты, только быстротечные модные веяния, которые диктует рынок».

Серачини говорит по-английски с заметным итальянским акцентом. Его слова отдаются эхом в большом зале. Он явно повторяет их не впервые.

В 1504 году флорентийские власти запланировали роспись этого зала как битву гигантов. Одна сторона стены предназначалась Леонардо да Винчи (1452–1519), который прославился на весь мир благодаря всего нескольким картинам. И в ожидании следующего большого заказа работал над портретом Лизы дель Джокондо на доске из тополя размером 53 на 77 сантиметров. «Мона» тогда было сокращением от слова «мадонна», как в Италии называли знатную женщину.

На другой стороне было место для восходящей звезды Микеланджело (1475–1564). Леонардо отзывался о нем с насмешкой: мол, его мускулистые тела похожи на мешки с орехами. Однако успех юного художника подстегивал Да Винчи к тому, чтобы тщательнее изучать человеческую анатомию. Он даже препарировал трупы, чтобы разглядеть мышцы.

25 октября 1504 года Леонардо вручают ключи от монастырского зала и 35 золотых дукатов. Его задача: нарисовать эскиз битвы, который потом он должен будет перенести на стену зала в палаццо Веккьо. Градоначальники, среди которых философ Никколо Макиавелли, с помощью строгих договоров хотят связать обязательствами гения, известного своей ненадежностью. Но бесполезно.

В июне 1505-го Леонардо начинает переносить на стену ключевую сцену победы флорентийских войск над миланскими в 1440 году. Но при этом он не использует «аффреско» (рисунок по мокрой штукатурке) с его проверенными приглушенными тонами, а экспериментирует с масляной техникой. По его замыслу, новый метод обеспечит большую гибкость, ведь при «аффреско» пигменты, высыхая, сливаются с известковой основой. Поэтому художники каждое утро должны наносить свежую штукатурку, копировать эскиз, обрабатывая его и опыляя красящим порошком и затем эту дневную норму росписи заполнять цветом точно и полностью. Ведь на следующее утро исправлять или дополнять можно, только если отбить старую штукатурку и нанести новый слой.Читать дальше >>>