В ночь на пятницу 11 июня 2010 года ситуация в городе Ош накаляется. Во втором по величине городе Киргизии начинаются погромы — националисты терроризируют представителей узбекского меньшинства. Десятки тысяч людей спасаются бегством. Жители заблокированных кварталов взывают о помощи. Белой краской они выводят на улицах крупные буквы: SOS.

Вашингтон, округ Колумбия, Пенсильвания-авеню. 32-летний политолог Кристоф Кеттл курирует программу «Наука за права человека» в штаб-квартире правозащитной организации «Международная амнистия». Он заказал снимки Оша, сделанные 18 июня с высоты 450 километров американским спутником QuickBird-2. Его камера позволяет различать на земле предметы размером чуть больше полуметра. На спутниковых снимках видны те самые буквы SOS. По всему городу их 116.

«Мы тут же запустили кампанию в интернете», — вспоминает он. Десятки тысяч человек подписывают воззвание к ООН с требованием расследовать беспорядки в Оше. Cоздается международная комиссия.

Впервые правозащитники получили поддержку из космоса шесть лет назад. Тогда спутниковые снимки подтвердили данные о сносе стихийных поселений вокруг Хараре, инициированном властями Зимбабве. Тогда без крыши над головой осталось около 700 тысяч человек. С тех пор благодаря спутникам правозащитники смогли узнать правду о событиях и в других «горячих точках»: на Шри-Ланке, в Южном Судане. И совсем недавно — в Сирии.

Для спутников нет секретов. Сверху видно даже то, что творится в «закрытых» районах: сожженные дома, покинутые кварталы и палаточные лагеря, позволяющие судить о числе беженцев. Снимки из космоса помогают найти места массовых захоронений и тайные тюремные лагеря, обнаруженные недавно в Северной Корее. «Спутниковая разведка делает тайное явным», — говорит Кристоф Кеттл.

Сейчас на околоземной орбите насчитывается 1016 действующих спутников, почти половина из них принадлежат США. Но если во времена «холодной войны» доступ к спутниковым фотографиям имели только военные и разведслужбы, то теперь многие из них рассекречены. Больше того: на рынок выходят новые «игроки» — частные операторы систем спутникового зондирования. Например, американские компании DigitalGlobe и GeoEye. Их спутники способны делать снимки почти такого же качества, как военные аналоги. Заказ на съемку конкретного объекта обходится в 3000 евро за кадр. А покупка архивного снимка — несколько сотен евро.

Что касается России, то сейчас на орбите работают всего лишь четыре отечественных спутника-фотографа. 95 процентов снимков для российских нужд делают американские, французские и даже индийские
аппараты.

Федеральное агентство лесного хозяйства с помощью спутниковых фотографий может обнаружить участки незаконных вырубок леса. Всемирный фонд дикой природы (WWF) находит в Арктике места обитания моржей, тюленей и медведей. А в администрации Московской области таким образом следят за появлением нелегальных свалок. Среди других заказчиков космических снимков — Гидрометцентр, министерства природных ресурсов и сельского хозяйства, РАН.

Американское и Европейское космические агентства НАСА и ЕКА тоже открыли доступ к большой части своих спутниковых фотоархивов. Причем бесплатно. Поэтому экологи и эксперты гуманитарных организаций, климатологи, экономисты и даже археологи все чаще прибегают к помощи космических наблюдателей.

Благодаря спутниковой съемке географы из университета Йены (Германия) смогли нанести на карту растительные зоны в национальном парке Крюгера (ЮАР). И выяснить, хватит ли там корма для быстрорастущей популяции слонов.

Другой пример: результаты анализа космической съемки заставили забить тревогу бразильские власти. Оказалось, что за первые три месяца 2012 года было вырублено 388 квадратных километров сельвы: почти втрое больше, чем за тот же период предыдущего года.

По спутниковым снимкам археологи обнаружили в Месопотамии остатки многочисленных доисторических поселений. В Антарктике группа ученых выследила десять ранее неизвестных колоний императорских пингвинов.Читать дальше >>>