Рисовать палочкой вместо кисти – занятие не самое сложное. Но если палочка кишечная, знаний и навыков требуется гораздо больше. У студента-микробиолога из США Закари Копфера они есть. Уже несколько лет он выращивает бактерии и превращает их в живые портреты и пейзажи. Бактериография – так называет биолог свой метод творчества.

Для создания бактериального изображения Копфер использует плоскую лабораторную посуду – чашку Петри. На ее дно он помещает бактерии, а сверху кладет понравившийся ему негатив фотографии. Дальше Закари направляет на фотографии источник ультрафиолетового света. Темные участки негатива не пропускают лучи, а значит, бактерии под ними будут расти. Светлые же останутся незаполненными. Как только живые организмы достигают, по мнению Закари, нужного уровня, биолог их облучает, и они перестают расти. Чтобы закрепить результат, картинка покрывается слоем акрила.

Весь процесс очень похож на проявление фотографий в темной комнате, с той лишь разницей, что вместо фотоувеличителя с видимым светом Закари использует источник излучения с ультрафиолетом, а фотобумагу заменяет плоской емкостью и бактериями.

Копфер подбирает специальные виды бактерий, чтобы получить тот или иной цвет. Так для создания красного оттенка он использовал вид Serratia marcescenes. Зеленые и синие тона создателю помогла получить кишечная палочка Escherichia coli.

«Я считаю, что разделение науки и искусства – заблуждение тех, кто не знаком с простой элегантностью научных теорий», – уверяет Копфер в своем блоге. Как поясняет Закари, мысль соединить искусство с биологией у него возникла во время изучения микробиологии в аспирантуре. Но воплотить задумку он смог только после того, как пошел учиться фотографии.

Одними из первых объектов для бактериографии Закари выбрал динозавров. Сейчас в его портфолио уже больше десятка бактерицидных фотографий. Среди них: портреты Альберта Эйнштейна, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Чарльза Дарвина, а также ряд изображений галактики.

Рисовать из бактерий впервые предложил британский микробиолог Александр Флемминг еще в 1928 году. Он делал наброски будущего изображения на бумаге, покрывал ее питательной средой для бактерий и процарапывал контуры рисунка. После чего разные виды бактерий ее разукрашивали. geo_icon