Этот звук трудно описать. Нечто среднее между гулом космического корабля из кино, воем ветра в печной трубе и гудением турбины самолета. Кажется, что он усиливается по мере увеличения скорости. Но это акустический обман. «Частотные диапазоны не меняются», — говорит Рудольф Халь­бмаер, 41-летний инженер-акустик компании «Ауди» в баварском Ингольштадте. Обычно он должен следить за тем, чтобы все устройства автомобиля работали как можно тише. Но в случае с моделью R8 e-tron все было наоборот: громкость следовало увеличивать.

У красного «Ауди R8 e-tron» напрочь отсутствует собственный шум мотора. Этот концептуальный суперкар никогда не поступит в серийное производство. На его задней оси установлены два электромотора. А они, как известно, работают бесшумно.

Поэтому Хальбмаеру поручили создать настоящую музыкальную композицию: «спортивную, футуристическую и индивидуальную». Ведь бесшумные машины опасны для пешеходов и велосипедистов. Кроме того, в «Ауди» считают, что, водителям нравится звук набирающего обороты двигателя при нажатии педали газа.

Правительство Германии поставило амбициозную цель: к 2020 году довести количество электромобилей и гибридных моделей на дорогах страны до миллиона. Большие планы.

В 2013-м по всей Германии было зарегистрировано около 90 тысяч автомобилей либо полностью на электрической тяге, либо гибридов с дополнительным двигателем внутреннего сгорания. Капля в море для страны с 60 миллионами машин.

Между тем в Норвегии уже около двух с половиной, а в Осло целых семь процентов новых автомобилей — электрические. Правительство страны всячески стимулирует переход на электротранспорт: владельцы таких моделей могут пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта, они освобождены от уплаты транспортного налога и НДС при покупке машины. Им разрешено бесплатно ездить по платным автомагистралям, а иногда и подзаряжать аккумуляторы (норвежские ГЭС производят много дешевой электроэнергии).

В Нидерландах по состоянию на конец 2013-го было зарегистрировано 19 655 электромобилей. Во Франции, занимающей четвертое место в мире по продажам электрокаров, в одном только 2013 году было продано больше пяти тысяч таких машин и около 47 тысяч гибридных моделей.

Все это, конечно, крохи в европейском масштабе. Тем более что 90 процентов электричества (необходимого для зарядки аккумуляторов) во всем мире вырабатывается из угля, газа и нефти, а это сопровождается выбросами парниковых газов. Так что в конечном итоге экобаланс электромобиля выглядит не намного лучше экобаланса транспорта с бензиновым двигателем. Электричество станет главным фактором развития автомобильной промышленности, только когда основные объемы электроэнергии начнут получать из возобновляемых источников. Как это и происходит сейчас в Норвегии.

Впрочем, скоро у человечества просто не останется выбора — из-за урбанизации. Когда в 1900 году на международной выставке в Париже венская компания Людвига Лонера представила свой электромобиль «Лонер-Порше» с запасом хода 50 километров, в городах проживало всего около 14 процентов населения Земли. Сегодня в них сосредоточено больше половины жителей планеты, а к 2050-му этот показатель составит три четверти. Согласно исследованиям «Сименс», на долю городов приходится восемьдесят процентов выбросов парниковых газов в мире.

Переход от бензинового двигателя к электромотору — это не просто смена энергоресурса. Когда электромобили станут обыденностью, они начнут менять инфраструктуру городов и поведение людей.

Но прежде всего обновятся сами машины. Изменения затронут не столько их внешний вид, сколько концепцию привода. У гибридных моделей типа Opel Ampera и Audi A3 Sportback e-tron устройство привода еще сложнее, чем у обычных автомобилей. Под капотом бок о бок работают два двигателя — электрический и внутреннего сгорания.

Иначе устроены электромобили:у большинства из них мотор приводит в движение заднюю ось либо четыре мотора устанавливаются на всех колесах. Под капотом собрана электроника, а у некоторых гибридных моделей там еще находится маленький двигатель внутреннего сгорания. Он удлиняет запас хода, заряжая аккумулятор во время долгих поездок.Читать дальше >>>