Новости партнеров


GEO приглашает

Бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на посещение городских достопримечательностей —  карта Jerusalem City Pass сэкономит вам время и деньги


GEO рекомендует

Бренд Röndell дополнил ассортимент посуды из нержавеющей стали эргономичным набором  Savvy - RDS-940


Новости партнеров

Беззвучно в завтра

Мир на пороге очередной автомобильной революции: не за горами времена, когда большинство машин станут электрическими. Это изменит не только градостроение, но и отношение человека к средствам передвижения
текст: Юрген Бишоф
Thomas Ernsting

Этот звук трудно описать. Нечто среднее между гулом космического корабля из кино, воем ветра в печной трубе и гудением турбины самолета. Кажется, что он усиливается по мере увеличения скорости. Но это акустический обман. «Частотные диапазоны не меняются», — говорит Рудольф Халь­бмаер, 41-летний инженер-акустик компании «Ауди» в баварском Ингольштадте. Обычно он должен следить за тем, чтобы все устройства автомобиля работали как можно тише. Но в случае с моделью R8 e-tron все было наоборот: громкость следовало увеличивать.

У красного «Ауди R8 e-tron» напрочь отсутствует собственный шум мотора. Этот концептуальный суперкар никогда не поступит в серийное производство. На его задней оси установлены два электромотора. А они, как известно, работают бесшумно.

Поэтому Хальбмаеру поручили создать настоящую музыкальную композицию: «спортивную, футуристическую и индивидуальную». Ведь бесшумные машины опасны для пешеходов и велосипедистов. Кроме того, в «Ауди» считают, что, водителям нравится звук набирающего обороты двигателя при нажатии педали газа.

Правительство Германии поставило амбициозную цель: к 2020 году довести количество электромобилей и гибридных моделей на дорогах страны до миллиона. Большие планы.

В 2013-м по всей Германии было зарегистрировано около 90 тысяч автомобилей либо полностью на электрической тяге, либо гибридов с дополнительным двигателем внутреннего сгорания. Капля в море для страны с 60 миллионами машин.

Между тем в Норвегии уже около двух с половиной, а в Осло целых семь процентов новых автомобилей — электрические. Правительство страны всячески стимулирует переход на электротранспорт: владельцы таких моделей могут пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта, они освобождены от уплаты транспортного налога и НДС при покупке машины. Им разрешено бесплатно ездить по платным автомагистралям, а иногда и подзаряжать аккумуляторы (норвежские ГЭС производят много дешевой электроэнергии).

В Нидерландах по состоянию на конец 2013-го было зарегистрировано 19 655 электромобилей. Во Франции, занимающей четвертое место в мире по продажам электрокаров, в одном только 2013 году было продано больше пяти тысяч таких машин и около 47 тысяч гибридных моделей.

Все это, конечно, крохи в европейском масштабе. Тем более что 90 процентов электричества (необходимого для зарядки аккумуляторов) во всем мире вырабатывается из угля, газа и нефти, а это сопровождается выбросами парниковых газов. Так что в конечном итоге экобаланс электромобиля выглядит не намного лучше экобаланса транспорта с бензиновым двигателем. Электричество станет главным фактором развития автомобильной промышленности, только когда основные объемы электроэнергии начнут получать из возобновляемых источников. Как это и происходит сейчас в Норвегии.

Впрочем, скоро у человечества просто не останется выбора — из-за урбанизации. Когда в 1900 году на международной выставке в Париже венская компания Людвига Лонера представила свой электромобиль «Лонер-Порше» с запасом хода 50 километров, в городах проживало всего около 14 процентов населения Земли. Сегодня в них сосредоточено больше половины жителей планеты, а к 2050-му этот показатель составит три четверти. Согласно исследованиям «Сименс», на долю городов приходится восемьдесят процентов выбросов парниковых газов в мире.

Переход от бензинового двигателя к электромотору — это не просто смена энергоресурса. Когда электромобили станут обыденностью, они начнут менять инфраструктуру городов и поведение людей.

Но прежде всего обновятся сами машины. Изменения затронут не столько их внешний вид, сколько концепцию привода. У гибридных моделей типа Opel Ampera и Audi A3 Sportback e-tron устройство привода еще сложнее, чем у обычных автомобилей. Под капотом бок о бок работают два двигателя — электрический и внутреннего сгорания.

Иначе устроены электромобили:у большинства из них мотор приводит в движение заднюю ось либо четыре мотора устанавливаются на всех колесах. Под капотом собрана электроника, а у некоторых гибридных моделей там еще находится маленький двигатель внутреннего сгорания. Он удлиняет запас хода, заряжая аккумулятор во время долгих поездок.

Но и для такой машины придется в какой-то момент искать розетку. Автомобили, работающие на одном электричестве, начинают «садиться» уже через 90-150 километров. Причина — ограниченная мощность литий-ионных аккумуляторов. Поэтому сейчас ученые и дизайнеры ищут более эффективные методы накопления электроэнергии. Правда, внедрить их удастся не раньше 2030 года, считает Маркус Линкамп, профессор Мюнхенского технического университета.

Что, в общем-то, не так страшно. В Германии, по статистике, легковой автомобиль простаивает 22 часа в сутки. И только два часа ездит, причем не очень далеко — в среднем не больше 39 километров в день. Аккумулятор современного электромобиля к концу такого дня разряжается менее чем на треть. Это подтверждают результаты тест-драйвов, проведенных в Рурском университете в Бохуме, а также компаниями «Ауди» и БМВ.

После испытаний водители неохотно возвращали электромобили. Потому что за рулем такой машины возникают совершенно новые ощущения: при нажатии на педаль газа — ни рева мотора, ни вибрации, электромобиль трогается с места плавно и бесшумно. Коробка передач тоже не требуется.

В конце ноября 2012 года компания БМВ представила в Беверли-Хиллз первый готовый к серийному выпуску электромобиль i3. Через год модель поступила в продажу в Европе — к началу 2014-го на нее было получено более одиннадцати тысяч заказов. В этом году стартуют продажи в США, Японии, Китае и Южной Корее.

Техническая часть и дизайн i3 созданы в полном соответствии с технологиями электромобильности. Прежде всего это касается материалов: шасси из алюминия, пассажирский салон из армированного углеволокном пластика —исключительно твердого и легкого материала, используемого в самолетостроении. Углеродные волокна производятся в США с помощью энергии из возобновляемых источников. В результате по сравнению с обыкновенным автомобилем модель i3 за полный жизненный цикл выбрасывает в атмосферу на 50 процентов меньше СО2, утверждают в БМВ.

Гернот Шпигельберг, который руководит исследованиями в области технологий электромобильности концерна «Сименс», рассказывает о своей идее радикального упрощения. Он хочет отказаться примерно от сотни электронных блоков управления. «Автомобилю будущего нужен только один «умный» модуль, который станет управлять всей системой», — говорит Шпигельберг.

Последствия этой технической революции для производителей окажутся тяжкими. Старые устройства и приборы, которыми оборудованы бензиновые лимузины, будут непригодны для электромобилей. К тому же последние более долговечны — мотор почти не изнашивается, а кузов не боится коррозии. Поэтому автомобильные концерны уже давно разрабатывают бизнес-модели, которые бы обеспечивали им прибыль и в будущем.

Сегодня они не только продают машины, но и занимаются зарядными станциями и электрической проводкой в жилых домах, необходимой для зарядки транспорта. В комплекте с электромобилями БМВ собирается поставлять электровелосипеды.

Благодаря этому меняется психология водителей в Европе и США. Эмоции уступают прагматизму, машина превращается из  символа статуса обратно в средство передвижения.

«Смартфоны сделают возможным переход от социальной модели, в основе которой лежит частная собственность, к такой, которая предполагает и совместное пользование товарами и услугами», — прогнозировал в 2012 году корпоративный журнал компании «Даймлер», производителя «Мерседесов».

Издание не случайно затронуло эту тему — в больших горолах все большей популярностью пользуется система краткосрочной аренды автомобиля (каршеринг).

В распоряжении крупнейшей в мире каршеринговой компании «Зипкар» — более десяти тысяч машин, которыми пользуются 810 тысяч клиентов. Автомобиль не нужно возвращать, его можно оставить на любой парковке. Оплата поминутная.

Каршеринг считается идеальным вариантом передвижения по городу. Потому что один автомобиль, который делят между собой несколько человек, заменяет собой от пяти до десяти личных машин. «В Сан-Диего, Амстердаме и Штутгарте мы предлагаем клиентам только электромобили», — говорит Андреас Лео из «Зипкара».

Да, автомобили с бензиновым двигателем дешевле электрических. Но зато во многих городах мира парковка для электромобилей бесплатная, они дешевы в эксплуатации и ремонте.

Между тем немецкие автопроизводители идут дальше. И проводят испытания электромобилей, многими функциями которых можно управлять с помощью смарт­фона. Он станет одновременно и ключом, и приборной доской, и навигатором, и музыкальным архивом. «Неважно, в какую машину вы собираетесь сесть, — говорит один из инженеров «Ауди», — смартфон или планшет введет в систему ваши персональные настройки».

Электромобильность и автомобили, подключенные к интернету. Скоро они коренным образом изменят облик городов. По улицам будут катить машины на водородных топливных элементах или на электричестве, полученном при помощи ветряных электростанций. Всем им будет необходимо регулярно пополнять запасы топлива. Одним потребуются электрические розетки, другим — газовые или водородные заправочные станции.

В Амстердаме уже активно занялись «электрификацией» городских парковок. К 2040 году весь транспорт в голландской столице должен стать экологически чистым. Иначе и не может быть, поскольку на улицах появится около 200 тысяч электромобилей. Мэрия уже установила более 600 зарядных станций по всему городу, а к 2015-му планирует довести их количество до двух тысяч.

«Появление станций быстрой зарядки имеет решающее значение, только тогда водители электромобилей перестанут бояться поездок на длинные расстояния», — говорит Томас Раффайнер, основатель и директор фирмы «Мобилити хаус», которая совместно с американским автопроизводителем «Тесла» и другими партнерами установила в Калифорнии первые зарядные станции. Теперь «Тесла» планирует специально для своего электроседана «Модель С» открыть сеть таких станций по всей Европе.

А в голландском городе Хертогенбос недавно вышел на линию первый рейсовый электроавтобус. За 18-часовую смену он проезжает 290 километров, не становясь на подзарядку. Фокус в том, что его аккумулятор заряжается во время остановок с помощью электромагнитной индукции. Идея эта не нова, по такому принципу работают электрические зубные щетки.

Электромагнитная индукция — это появление электрического тока в замкнутом контуре под воздействием магнитного поля. Оно возникает в первой катушке, которая находится под дорожным покрытием. Вторая катушка установлена в днище автобуса.

Когда во время движения катушки оказываются одна над другой, через ту, что под дорожным полотном, проходит переменный ток. Создается магнитное поле, которое генерирует электрический ток во второй катушке. Таким образом автобус каждый раз получает новый заряд. Поэтому ему достаточно небольших аккумуляторов, которые не подвергаются значительным нагрузкам благодаря коротким циклам зарядки.

Такая система подходит не только для автобусов, но и для легковых автомобилей. Зарядные зоны могут располагаться под дорожным покрытием на парковках или перед светофорами.

Уже идут испытания прототипов небольших электромобилей, которые заряжаются посредством электромагнитной индукции.

«Рано или поздно такси и прокатные автомобили полностью перейдут на индуктивную систему зарядки, — уверен Бьорн Элиас, руководитель проекта по разработке системы беспроводной зарядки в «Ауди». — Потери электроэнергии при таком способе составляют не больше десяти процентов».

Между тем чиновники Евросоюза разрабатывают новую директиву об электромобилях. Им хотят запретить бесшумную езду. Из соображений безопасности.

А это значит, что у акустика Рудольфа Хальбмаера работы прибавится.

27.05.2014