Где в Солнечной системе находится вулкан самых внушительных размеров? До сих пор ученые были уверены, что на Марсе. Гигантская гора Олимп диаметром 624 километра не идет ни в какое сравнение ни с сопкой Ключевской, ни с Фудзиямой. Но в сентябре геологи обнаружили настоящего конкурента марсианскому Олимпу — мегавулкан Таму в 1500 километрах от берегов Японии.

Как вообще на Земле, обследованной вдоль и поперек, можно вдруг найти вулкан размером с Британские острова? Эпоха Великих географических открытий, знаем мы со школы, закончилась много столетий назад. На карте больше нет белых пятен, куда следует слать каравеллы c каким-нибудь эксцентричным чудаком на борту, одновременно разбирающимся в минералах, астрономии и бабочках Нового и Старого света.

Отчасти «недосмотр» ученых объясняется тем, что вершина вулкана Таму находится глубоко под водой, на два километра ниже уровня моря. Но и это слабое оправдание: рельеф морского дна давно и в подробностях нанесен на карты. До сих пор главный вулкан планеты был безымянной частью возвышенности Шатского — плато в Тихом океане, открытого еще в 1950-е в ходе экспедиции советского научного судна «Витязь». Что изменилось с тех пор? Океанологи из США расставили датчики подземных толчков, взяли с глубины пробы грунта — и выяснили, что на дне океана лежит два с половиной миллиона кубических километров лавы. Это и есть тело вулкана, который заснул 144 миллиона лет назад. Оказавшись на пологом склоне Таму, мало кто опознал бы в нем гору: уклон в один градус не принято указывать даже на дорожных знаках. Но прин­цип «большое видится на расстоянии» ученым хорошо знаком. Точно так же открыли в 1980-х Чиксулуб, 180-километровый метеоритный кратер на полуострове Юкатан. Местные жители столетиями не догадывались, что сеют картофель и строят дома на месте доисторического взрыва.

Даже гора Эверест (Джомолунгма), самая высокая точка планеты, была никому не известна до 1852 года. Ее видели многие миллионы непальцев и тибетцев — но смотрели на нее привычным взглядом, как москвичи глядят на пробки, голубей или тротуарную плитку. В Гималаях, куда ни кинь взгляд, увидишь очередной заснеженный пик. Но в середине девятнадцатого века британцы привезли сюда теодолиты и нивелиры, которые позволили сосчитать высоту отдельных вершин — и, по существу, Эверест прославился благодаря не великолепному виду, а научным расчетам геодезистов.

С тех пор как сто лет назад Руаль Амундсен побывал на Северном и Южном полюсах, ученые все реже забираются в недоступные простым смертным места. Редкое исключение — космос, но даже туда теперь иногда отправляют туристов. Поэтому новая наука не столько доставляет вести издалека, сколько открывает нам глаза на то, что мы видим под ногами каждый день и отказываемся замечать. geo_icon