Идея, что в небе полно алмазов, теперь никакая не поэтическая метафора, а серьезная научная гипотеза. Рядом с пульсаром PSR J1719−1438 обнаружилась целая планета, которая, судя по всему, представляет собой один гигантский алмаз весом с Юпитер и впятеро больше Земли в диаметре. Об открытии рапортуют 18 астрономов из Австралии, Великобритании, Италии и США в свежем номере журнала Science.

Команда профессора Мэтью Бейлеса из Суинбурнского университета в Мельбурне заинтересовалась странным поведением недавно открытой нейтронной звезды PSR J1719-1438, которая вращается со скоростью лучших компьютерных жестких дисков. Она делает 10500 оборотов вокруг своей оси в минуту – или, иначе говоря, один оборот за 5,7 миллисекунд. Такие звезды дают о себе знать пульсирующим радиосигналом – за что их и называют «пульсарами».

В 1967 году, когда  такие сигналы впервые услышали радиотелескопы, их даже приняли за попытку инопланетной цивилизации выйти на связь. Поэтому первый пульсар получил название LGM-1: аббревиатура означает Little Green Men – «маленькие зеленые человечки». Позже выяснилось, что такие объекты – это, как правило, пара звезд с чудовищной плотностью, в которой один из компаньонов высасывает вещество другого и за счет этого испускает свой сигнал.

Странность системы PSR J1719-1438 в том, что никакого компаньона поблизости телескопы не видели. Только тщательные расчеты показали, что нейтронная звезда «пляшет» с невидимым спутником вокруг общего центра тяжести. Характеристики спутника быстров вычислили – и вот тут астрономов ждал сюрприз. Вес «невидимки» указывал на то, что это крупная планета, которая недавно была звездой и потеряла как минимум 99,9 процентов своей массы при взрыве.

То, что осталось после взрыва, имеет плотность в 23 грамма на кубический сантиметр (или выше) и состоит из углерода с примесью кислорода. Другим элементам среди остатков нейтронной звезды взяться неоткуда. Поэтому исследование заканчивается таким выводом: "Химический состав, давление и размеры тела-компаньона со всей ясностью указывают на то, что тело находится в кристаллическом состоянии - то есть это алмаз".

Для самих авторов драгоценные свойства небесного тела – наверняка не главное. Они утверждают, что впервые в истории астрономии стали свидетелями превращения звезды в планету – а это серьезная заявка на Нобелевскую премию. За описание превращений звезд такую награду уже получил в 1983 году американский астроном Субраманьян Чандрасекар, а за открытие пульсаров ее присудили в 1974 году британцу Энтони Хьюишу, который вместе со своей аспиранткой Джослин Белл первым услышал «зеленых человечков». geo_icon