Грязные алмазы, внутри которых затесалась какая-нибудь пылиника – одно расстройство для ювелиров, зато находка для геологов. Исследователям из Института Карнеги в Вашингтоне они помогли узнать, когда континенты начали ходить ходуном и чем это нам грозит через считанные сотни миллионов лет. Статью об этом опубликовал журнал Science.

Только в 1960-х ученые выяснили, что материки рвутся как бумага и склеиваются обратно – и этот процесс (который называют циклом Уилсона) повторяется с интервалом в 400 миллионов лет. Там, где были самые высокие горы, возникают океанские впадины. Последний раз так случилось с протоконтинентами Лавразией и Гондваной, но через 200-300 миллионов лет нас ждут новые неприятности: на месте Японии и Камчатки поднимутся горные хребты, а Гималаи уйдут под воду. Но теперь, благодаря алмазам, стало ясно, что так было не всегда.

Два вида алмазов из одной и той же кимберлитовой трубки, извлеченные с разной глубины, свидетельствуют: до поры до времени самые глубокие слои земной коры лежали спокойно – там, при высоком давлении и низкой температуре, камни и вызревали, вбирая в себя примеси из расплавленной мантии. А потом, когда первые столкновения вздыбили границы тектонических плит, примеси поменялись. Анализ свидетельствует, что впервые это случилось три миллиарда лет назад. Прежняя теория предлагала другую дату – на 600 миллионов лет позже.

Начало цикла Уилсона для геологов – что-то вроде Большого взрыва для астрономов. С этого цикла началась геологическая история планеты, какой мы ее знаем. Те же три миллиарда лет назад на Земле зародилась жизнь – и это совпадение наверняка не случайно. geo_icon