Новости партнеров


GEO приглашает

Летний фестиваль комедий «Итальянские истории» — продолжается в новом сезоне. Откроется он премьерой комедийного блокбастера — «Захочу и соскочу. Мастер-класс» Сиднея Сибилии с Эдоардо Лео и Гретой Скарано в главных ролях


GEO рекомендует

Чайник VITEK VT-7051 прозрачный, как вода, поэтому будет гармонично смотреться на любой кухне. Дополнительное преимущество модели — сертифицированный английский контроллер Strix. Благодаря ему чайник проходит не менее 3 000 циклов закипания и может прослужить в пять раз дольше обычного


Новости партнеров

Акбар великий: мечта об империи

текст: Ральф Берхорст

Княжество Мевар на северо-западе Индии, 20 октября 1567 года. Небо над плодородной равниной сотрясает гром, сверкают молнии. Насколько хватает глаз, поля разорены – причем посевы погублены не ливнем, градом или войском завоевателя, а местными жителями.

Бушует непогода. Все стихии словно сговорились обрушиться на армию из тысяч пехотинцев, лучников на лошадях, боевых слонов. На артиллеристов с бронзовыми пушками на волах. И на Акбара, их грозного предводителя, мусульманского правителя из династии Великих Моголов, завоевателя, который готовится к главной победе всей своей жизни.

Гроза проходит. Солдаты видят 150-метровую гору, вершину которой опоясывает трехметровая крепостная стена; под защитой крепости прячутся дворцы и храмы. Акбар и его войско стоят перед крепостью Читтор, одним из самых мощных укреплений Индии – и главной преградой на пути к полному контролю над северо-западом страны.

Крепость Читтор веками была оплотом народа раджпутов, отсюда их воинственные защитники давали отпор завоевателям. История осады форта Читтор читается как кровавая сага. Но в то же время она повествует о поразительной религиозной терпимости тогдашнего завоевателя. Военный поход Акбара и его мечта о создании великой мусульманской империи моголов становятся началом 400-летнего чужеземного господства в Индии, во время которого на Индию постоянно нападали, ее земли порабощали, грабили и перекраивали.

 

 

 

 

Со времен античности завоеватели приходили в Индию с севера. В 326 году до н. э. армия Александра Македонского переправилась через реку Инд в ее верхнем течении. Во II веке до н. э. греко-бактрийские цари, придя со стороны гор Гиндукуша, подчинили себе области на северо-западе Индии. Около 500 года н. э. в пространство между Гангом и Индом вторглись кочевые гунны из Центральной Азии.

300 лет спустя на территории сегодняшнего Пакистана появились мусульманские завоеватели – арабы. Они подчинили себе часть долины Инда. Вслед за ними, около 1000 года, со стороны Афганистана совершил набег первый турецкий князь. Его войска разорили города северной Индии, разрушили храмы и увели часть индусов в рабство.

Начиная с 1206 года турецкие султаны взялись за расширение Дели, в те времена незаметного города, и превратили его в столицу новой империи. Под их контроль вскоре перешла вся северная Индия, и на какое-то время под властью турецких султанов был почти весь Индийский полуостров. Однако ни одной династии не удавалось удержать «Делийский султанат». Ислам не гарантирует старшему сыну султана право на престолонаследие, поэтому после смерти очередного правителя его сыновья начинали бороться за трон.

В начале XVI века сюда нагрянули непрошеные гости. Новые завоеватели гордились своим происхождением от легендарного повелителя монголов Чингисхана; и их прозвали на арабский манер – «моголами».

Золото, серебро и дешевая рабочая сила влекли в Индию с территории сегодняшнего Узбекистана принца Бабура. Благодаря новому оружию Бабур быстро завоевал небольшую империю на севере Индии. По его команде конные отряды молниеносно меняли расположение на поле боя, использовали мушкеты и небольшие пушки. У противостоящих им армий султанов такого оружия не было.

В апреле 1526 года под городом Панипат войско моголов под предводительством Бабура и армия Делийского султана сошлись в решающей битве. Бабур первым из завоевателей Средневековья применил передвижную артиллерию. По его приказу пушки привязали к повозкам кожаными ремнями – получились первые крепости на колесах.

Когда армия султана приблизилась, артиллеристы и стрелки моголов огнем из пушек и мушкетов смели слонов, пехоту и конницу. После этого конные лучники обошли с флангов уцелевших воинов противника и ударили по ним с тыла.

Бабур подчинил крупнейшие города султаната – Дели и Агру, удвоив тем самым размеры своего царства (карта на стр. 119). После его смерти трон Великих Моголов достался сыну Бабура Хумаюну, но семейные распри ослабили его власть. В 1556 году он умер. Империя была на грани развала. Войны и засухи истощили страну, на берегах Инда и Ганга свирепствует голод. Поля заброшены, в городах бесчинствуют мародеры.

В это время на престоле оказывается Акбар, сын Хумаюна. В 1556 году ему всего 13 лет. Приближенные две недели скрывают смерть старого правителя – пока весть не доносится до Акбара. Спешно организуется коронация – чтобы остальные претенденты на престол не могли претендовать на титул третьего Великого Могола. Инициатор церемонии занимает при Акбаре место регента.

Придворные учителя пытаются научить маленького падишаха исполнять свое предназначение. Без толку. Юный повелитель ленится и не хочет учиться. Зато он преуспевает в военном деле. Скачки на верблюдах ему нравятся больше, чем чтение книг. Ни читать, ни писать он так и не научится до конца жизни.

 

Неграмотный повелитель – позор для династии Великих Моголов. Ведь ее основатели ввели при дворе литературный персидский язык – фарси и сами сочиняли стихи. Акбар тоже любит стихи восточных поэтов, за свою жизнь он соберет 24 000 томов. Вот только каждую строчку из них ему будут читать вслух.

Уже в первый год правления Акбару приходится применить свои боевые навыки. Осенью 1556 года некий индусский полководец нападает на империю с востока, захватывает Агру и Дели. При Панипате, в 80 километрах севернее Дели, 14-летний падишах выступает против намного превосходящего числом вражеского войска.

Лишь волей случая Акбар избегает поражения. Стрела попадает в глаз командующего армией противника, его войско в растерянности бежит. Солдаты тащат раненого к ногам малолетнего повелителя, и тот лично отрубает ему голову.

Моголы Акбара убивают несметное число пленных. Как Чингисхан, они замуровывают головы своих жертв в триумфальных башнях лицом наружу.

Вскоре Акбар избавляется от своего опекуна.В 1560 году он отправляет его в паломничество в Мекку, в почетную дипломатическую ссылку. Его держава –региональное княжество средних размеров, которому предстоит стать ядром будущей великой империи.

К этому времени падишаху уже 18 лет. Это смуглый харизматичный атлет, темноглазый и чернобровый. На левой щеке у него родимое пятно. «Это признак славы и богатства в будущем», – шепчутся придворные.

Возмужавший Акбар планирует новые войны, чтобы занять своих полководцев. Ведь в мирное время они могли бы стать слишком влиятельными. Акбар лично проверяет, как идет литье пушек, сам разрабатывает новую военную технику, придумывает устройство для одновременного залпа.

Для начала Акбар направляет свою армию против индусского княжества Малва на юге империи. Во главе ее он ставит своего молочного брата, вскормленного вместе с ним одной кормилицей. Моголы грабят города, убивают женщин, детей и даже мусульман-единоверцев, которые держат в руках Коран. Акбар в бешенстве.

Хуже того: брат восстает против падишаха. В наказание тот приказывает сбросить его с террасы своего дворца. Провинившийся выживает при падении, но его снова тащат наверх и снова сбрасывают вниз. На этот раз – насмерть.

 

акбар понимает: полагаться только на семью и приближенных нельзя. Чтобы создать империю, нужен союз с исконными жителями Индии, и в первую очередь – с раджпутами, считающимися «сыновьями раджей», или «сыновьями царей».

Родословная раджпутов восходит к божествам Солнца и Луны. Но, вероятнее всего, в Индию они пришли вместе с гуннами. Предположительно в VIII веке раджпуты образовывают касту раджей и воинов, вторую по рангу в Индии после касты жрецов. Они утверждают свое господство к югу от Дели, на территории, простиравшейся до Индийского океана.

Ни одна из их крепостей не может сравниться по своему статусу с фортом Читтор, резиденцией Удая Сингха – самого могущественного князя раджпутов. Раджпуты слывут закаленными битвами воинами, в любой момент готовыми пожертвовать собой. Раджпутские князья все время ссорятся, но перед лицом внешней угрозы их кланы объединяются. Из-за этого ни один завоеватель не может покорить этих воинов.

Раджпутские княжества образовывают «индусский анклав», гранича на юге с мусульманскими султанатами Декканского плоскогорья. Эти мусульманские государства некогда отделились от Делийского султаната и заняли Центральную Индию.

Акбар задумывает неслыханное: впервые в истории он собирается покорить княжества раджпутов. Причем не просто победить, а присоединить их к своему государству. Он хочет расширить империю до Индийского океана, чтобы извлечь выгоду из морской торговли.

В сентябре 1567 года Акбар во главе своей армии отправляется в поход на Читтор. Вскоре выясняется, что князь Удай Сингх бежал в горы, в крепости укрылись восемь тысяч бойцов, которым Удай Сингх оставил запасы оружия и еды на несколько лет вперед. Кроме них под защитой крепостной стены остаются 40 тысяч крестьян, их женщины и дети из соседних поселений.

Долгая осада не входит в планы Великого Могола, но он не хочет отступать, ведь если дрогнет главный бастион раджпутов, вслед за ним подчинятся и остальные.

 

20 октября 1567 года. Над горой Читтор бушует непогода. Акбар приказывает разбить перед крепостью лагерь. Четыре недели уходит на то, чтобы замкнуть кольцо осады. Артиллеристы Акбара готовят три пушечные батареи. Однако толку от пушек мало – крепостные стены стоят очень высоко.

Часть офицеров пытается штурмовать цитадель. Но под мушкетным огнем и градом стрел гибнет слишком много людей. Защитники крепости надежно укреплены и метко стреляют.

Бессмысленные потери приводят Акбара в ярость. У него новый план: тысячи рабочих в двух местах начинают рыть подкопы. Подземные ходы недосягаемы для стрелков. Через два месяца землекопы добираются до фундамента стены, выкапывают две ямы, закладывают взрывчатку и подводят фитили.

Взрыв сотрясает крепость, в стене зияет дыра. Но фитили горят с разной скоростью, и второй заряд взрывается, когда воины Акбара прорываются к бреши. Второй взрыв убивает две сотни атакующих, среди погибших – любимые офицеры падишаха. Раджпуты, пользуясь суматохой, заделывают отверстие в стене. Но Акбар готов и к этому: его люди кроме подкопов строят и крытый наземный ход, вверх по склону в сторону крепости, его каменные стены выдерживают пушечные выстрелы. Сверху ход защищает деревянная крыша.

Он так широк, что по нему могут проехать в ряд десять всадников, а высота такова, что туда может войти слон с погонщиком, держащим поднятое копье.

Шаг за шагом, с потерями, продвигаются строители к стенам крепости. На переднем краю строительство идет с риском для жизни. У самого отверстия для защиты от раджпутских стрелков используются переносные стены. И все равно моголы каждый день теряют убитыми до 200 человек.

Расстояние между укрепленным коридором и крепостью сокращается с каждым днем. Акбар терпеливо следит за строительством.

 

22 февраля 1568 года крытый коридор достигает своей цели – крепости Читтор. Под его прикрытием атакующие начинают выламывать камни из крепостной стены, через день они с помощью слонов пробивают ее. Осажденные пытаются заткнуть пролом изнутри.

Акбар стоит на крыше коридора. Внезапно он хватает ружье и целится в одного из защитников крепости. Его выстрел точен – Великий Могол собственноручно убивает коменданта.

Выстрел решает исход осады. По традиции, раджпуты признают поражение только после смерти предводителя. Но и тогда они сражаются до почетной смерти. Все защитники крепости пропадают из виду. Вскоре за стенами в нескольких местах вспыхивает пламя, ночную тишину пронзают женские вопли.

Войско Акбара может только догадываться, какой жуткий ритуал устраивают раджпуты. После гибели коменданта они складывают костры из сандалового дерева, алоэ и хвороста – для своих благородных жен, которым предстоит сгореть заживо, чтобы не стать добычей победителей.

Пламя полыхает часами. Акбар сдерживает свое войско у крепостной стены. Не потому, что его задевает за живое жертвенное действо, а потому, что он не хочет штурмовать крепость в темноте.

Наутро тысячи пехотинцев идут на штурм крепости. С ними – 300 слонов, они растопчут несметное количество раджпутов. До полудня моголы убивают не менее 25 тысяч пленных.

Крепость разграблена. От нее остаются лишь руины. Земли Читтора отходят к империи Акбара, становясь еще одной ее провинцией.

Расчеты 25-летнего падишаха оправдываются. С падением крепости Читтор сопротивление раджпутов сломлено. Вскоре после этого почти все правители признают господство Акбара. Независимость отчасти сохраняет только Западный Мевар, которым до 1597 года правят бежавший из Читтора в горы князь и его наследник.

Акбар позволяет покоренным князьям оставаться у власти, но уже на правах феодалов, жалованных его милостью. И при одном условии: в случае войны раджпуты обязаны поддержать Акбара войсками.

Так Акбар заполучает лучших бойцов в придачу к своей коннице, боевым слонам и новейшим пушкам. Всего за несколько лет Акбар присоединяет к своей империи султанат Гуджарат в Западной Индии. На востоке – почти целиком территории Бихара, Бенгалии и Ориссы. Акбар обеспечивает себе выход к морю и получает доступ к морской торговле. Империя Великих Моголов простирается на 2000 километров с запада на восток – от устья Инда на севере Аравийского моря до дельты Ганга в Бенгальском заливе. И на 1100 километров с севера на юг – от Кабула до Центральной Индии.

В 1579 году в государстве Акбара живут около 100 миллионов подданных. Безграмотный правитель стоит во главе целой империи. По влиянию в Азии с ним может сравниться лишь китайский император.

 

 

Великому Моголу 37 лет, и перед ним встает самый трудный вопрос: как управлять этой огромной страной?

 

В тот момент Акбар – верховный главнокомандующий. Одна лишь императорская гвардия насчитывает 12 000 стрелков, тысячи мечников, лучников, конницу. Он – центр власти, и эта власть двигается вместе с ним, ведь у империи нет постоянной столицы. По приказу Акбара построены дворцы-крепости в стратегически важных городах. Но он все время переезжает с места на место. Летом он кочует по стране, сопровождаемый огромной свитой.

Министры обязаны повсюду сопровождать владыку. Разумеется, Акбар лично назначал каждого и каждого в любой момент мог прогнать. Но империя разрастается, удерживать ее под контролем с помощью нескольких министров становится нереально. Поэтому Акбар проводит реформы, превращая державу в централизованное государство.

Он делит империю на 12 провинций, во главе каждой cтавит наместника. Позднее установленными им границами областей будут пользоваться британские колонизаторы. Чтобы ограничить власть наместников, в каждую провинцию назначаются чиновники, подчиняющиеся лично Акбару.

Каждая из 12 провинций подразделяется на округа, во главе каждого – государственные чиновники, назначенные из центра. «Административная реформа» позволяет контролировать каждый уголок страны.

Теперь Акбар может обеспечить собираемость налогов по всей стране. Деньги ему нужны на войны, пушки, мосты, дороги, оросительные каналы. И на содержание придворных и армии чиновников.

Акбар разрабатывает систему налогообложения, которая не только обеспечивает доходы, но и гарантирует верность подданных. Он раздает земли во владение придворным, аристократам и преданным князьям.

Чиновники обмеряют все императорские земли, на которых крестьяне выращивают рис, зерно, пряности или хлопок. Для расчетов они выводят среднюю урожайность за последние десять лет. Процедура повторяется каждый год и заканчивается утверждением очередного налога, который составляет треть от всего урожая. Налоги приказано платить серебряными рупиями. Если часть урожая пропадает из-за ливней или засухи, налог снижается.

Большинство подданных платят налоги одному из феодалов. Им достается две трети всей суммы, оставшаяся треть идет в государственный бюджет.

Акбар сообщает феодалам два числа. Первое определяет долю налогов, которую приближенные могут оставить себе. Второе – число всадников, которые феодалы обязаны прислать императору в случае войны.

В результате в распоряжении Акбара всегда хватает солдат. Одновременно в его армии насчитывается до 140 тысяч кавалеристов. В 1595–1596 годах земельный налог приносит в общей сложности 99 миллионов серебряных рупий, из них 18 миллионов – лично императору.

Крупнейшие феодалы держат в постоянной боевой готовности от 500 до 5000 всадников. Таких землевладельцев в империи 122, они составляют ее аристократию. Большинство родом из Центральной Азии и Ирана, а значит, не имеет в Индии собственных корней. Но в элиту Акбара входят и двадцать раджпутов.

Все они зависят от милости падишаха. Преданных он возвышает, одаряет доходами или, при случае, лишает привилегий. В каждом уголке империи Акбар назначает связных. Их отчеты доставляются курьером ко двору без промедления.Кроме обычных связных Акбар содержит тайную полицию, доносчиков и шпионов. Их доклады дополняют официальную картину событий.

 

 

 

Для демонстарции власти император использует особые ритуалы. Каждое утро он показывается народу из окон своего дворца. Затем устраивает аудиенцию, восседая на троне высотой два метра; принимает подарки, решает споры, поощряет и наказывает.

Однако Великий Могол осознает, что нужно, чтобы уверенно управлять страной: гражданские свободы и свобода вероисповедания.

В империи Акбара мусульмане составляют меньшинство – всего пятую часть населения. Большинство индусов поклоняются индуистским божествам – Ганеше, Вишну и Шиве – или состоят в одной из многочисленных сект. Сикхи поклоняются гуру Нанака из Северо-Западной Индии, парсы почитают Заратустру, основавшего собственную религию. В империи живут также иудеи и христиане.

Император женится на индусской принцессе и вопреки ожиданиям не принуждает ее принять ислам. Больше того, он отменяет обычай предшественников обращать пленных индусов в рабов и упраздняет подати для индусских паломников, что всегда было важным источником дохода для мусульманских завоевателей.

Возмущению имамов нет предела, когда император отменяет и «налог для неверных» – индусов, иудеев и христиан. Волей Акбара имамы лишаются своей прежней власти. Акбар вынуждает самых влиятельных из них подписать соглашение, гарантирующее ему верховное право в решении религиозных споров.

Либеральная политика веротерпимости позволяет устранить возможные бунты в самом зародыше. Акбар увлекается религиями. Внешне император Великих Моголов производит впечатление уверенного в себе правителя, но в глубине души он остается мнительным смертным, который легко попадает под чужое влияние.

Время от времени Акбар впадает в транс, как пишут его современники. Возможно, это было следствием легкой эпилепсии; правитель также страдает от депрессий. Однажды он приводит в ужас своих подчиненных, вскочив на коня и ускакав в пустыню, чтобы помедитировать. В другой раз на охоте он внезапно испытывает отвращение к убийству диких животных, и по его приказу всю дичь отпускают на волю. В припадке отчаяния он приказывает сбрить себе волосы и раздать золото бродячим монахам и нищим.

Возможно, эти приступы душевной опустошенности пробуждают у него интерес к другим религиям. В 1559 году он решает обустроить себе место для уединения и размышлений. Площадка для строительства находится на расстоянии одного дня пути к западу от Агры – там, где однажды дервиш предрек бездетному императору рождение первого сына.

В самой глуши вырастает город-дворец Фатехпур-Сикри. Дворец стоит на вершине холма, путь к нему открывает парадная лестница, которая ведет к торжественному порталу. За воротами располагаются мечеть, покои императора, залы для приемов, конюшни, архивы, сады с бассейнами и дом для богословских диспутов.

Акбар принимает здесь мудрецов от всех индийских религий. Встречи проходят по четвергам, он часто засиживается допоздна.

Индийское учение о переселении душ поражает его больше всего. Иногда он появляется на аудиенциях с индуистским знаком на лбу и бусами из драгоценных камней на запястьях. Подражая брахманам-жрецам, Акбар отпускает длинные волосы и начинает отмечать индуистские праздники.

Представители джайнизма, строгие вегетарианцы, убеждают Акбара как можно реже есть мясо. Джайны не имеют права уничтожать живых существ. Поэтому им нельзя пахать землю – чтобы не задеть случайно червяка или жука.

По всей империи запрещается забой скота – за исключением специальных дней. Акбар забрасывает охоту и рыбалку, приказывает зажечь в одном из покоев вечный огонь – ведь ему поклонялись парсы, последователи Заратустры.

В 1579 году он приглашает португальских иезуитов из провинции Гоа приехать к нему в Фатехпур-Сикри. Два католических священника отправляются в путь, надеясь обратить в христианство многомиллионный народ во главе с падишахом-мусульманином.

Миссионеры дарят Великому Моголу роскошную Библию; с латинского на персидский язык переводится Новый Завет, придворные художники копируют образы Иисуса и Девы Марии, Акбар разрешает иезуитам открыть в своем дворце часовню и проповедовать христианство.

Однако повелитель моголов не принимает католичество. Вместо этого в 1582 году он основывает свой собственный религиозный орден и называет новую религию «дин-и иллахи», то есть «божественная вера».

Ее название восходит к мусульманскому богословскому изречению. Верный знак того, что за всеми религиями Акбар видел одного-единственного бога, и имя ему – Аллах.

Членами ордена становятся самые верные приближенные – Акбар выковывает из элиты круг посвященных.

Он лично возглавляет совет ордена. Раз в неделю проходит торжественный прием новых членов. Новообращенные должны приложиться головой к его ногам, в ответ император надевает им на голову тюрбан и вручает медаль.

На медали выгравировано солнце, символ ордена. Рядом – надпись с двойным и потому дерзким смыслом. Она читается как «Аллах Акбар», то есть «Бог самый великий». Это арабское выражение мусульман, свидетельство исламской веры. Но оно могло толковаться и иначе, как «Акбар (и есть) Аллах».

Ученики обязаны восхвалять Солнце четыре раза в день. Придворный хронист-мусульманин предполагает, что император окончательно предался фантазерству.

Но Акбар не был наивным мечтателем. В 1585 году он покидает свой храм в Фатехпур-Сикри, оставляет религиозные беседы и переезжает в Лахор. Отсюда удобнее контролировать границу, которой начинает угрожать узбекский соперник падишаха. Лишь после смерти конкурента, в 1598 году, Великий Могол вновь поселяется поблизости от Фатехпур-Сикри.

Когда Акбару исполняется 56 лет, он снова решает расширить империю. На сей раз на юг. В пока не завоеванных регионах Декан­ского плоскогорья насчитывается шесть княжеств правителей-мусульман.

Великий Могол в 1599 году лично возглавляет армию из 80 000 солдат. Он побеждает и присоединяет к империи еще три провинции. Империя Великих Моголов становится больше, сильнее и богаче, чем когда-либо. Чиновники собирают в новых провинциях налоги, приносящие миллионы рупий в год.

21 марта 1605 года Акбар объявляет о своем наследнике. Отныне на все феодальные грамоты следует ставить не только его личную печать, но и печать его сына Салима. Он возвышает своего престолонаследника до ранга со-регента.

Через полгода Акбар впервые чувствует недомогание. У него воспаление кишечника; правитель на несколько недель слег. Когда сыну позволяют подойти к постели больного, Акбар слишком слаб и не может говорить. Единственное, что он пока может сделать без слов, это указать на собственный тюрбан и на меч своего отца, висевший у ног, – на регалии Великих Моголов.

25 октября 1605 года Акбар – полководец, недоучка, богоискатель и миротворец – умирает в возрасте 63 лет.

Акбар оставляет богатое наследство. После его смерти империя Великих Моголов занимает две трети полуострова и считается одним из самых сильных государств на Земле.

Моголам предстоит господствовать над Индией веками. На смену Акбару приходит его сын, а за ним – внуки. И лишь намного позже моголов сменяют британцы, становясь наследниками блистательной эпохи Великих Моголов. Эпохи, истинным основателем которой был Акбар Джелал-ад-Дин, Акбар Великий.

 

05.05.2011