Новости партнеров

Бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на посещение городских достопримечательностей —  карта Jerusalem City Pass сэкономит вам время и деньги

Бренд Röndell дополнил ассортимент посуды из нержавеющей стали эргономичным набором  Savvy - RDS-940

Новости партнеров

Что скрывается в центре галактики

Детальные изображения «сердца» галактики M77 получили астрономы при помощи телескопа ALMA. Ученые также выяснили, что когда-то она столкнулась с другой галактикой
текст: Мария Макуш

В центре большинства галактик находятся черные дыры — в этом мнении сходятся практически все ученые. Чем больше вещества в галактике, тем массивнее черная дыра. Но как эта связь сохраняется на расстоянии в десятки и сотни тысяч световых лет?

В этом решила разобраться международная группа астрономов, когда направила телескопы комплекса ALMA на спиральную галактику M77. В ее центре — квазар, активное ядро галактики, разгоняясь оно дает мощное излучение.

Благодаря ALMA астрономам впервые удалось получить изображение газового кольцевого облака радиусом в 20 световых лет вокруг черной дыры в центре M77. Ученые также получили новые данные о составе и плотности вещества «кольца». В его спектре излучения присутствуют линии циановодорода и катиона HCO+, которые излучают в микроволновом диапазоне только тогда, когда газ достаточно плотный. Примечательно, что «кольцо» в центре M77 в длину больше, чем в ширину. Ассиметричное строение — свидетельство того, что в прошлом галактика могла столкнуться с другой, меньшей по размеру.

«До сих пор мои коллеги могли только предполагать, что вокруг черных дыр существуют структуры из пыли и газа и что формой они напоминают бублики. Эта теория называлась «общей моделью активных ядер галактик». Однако размеры этих объектов очень малы по сравнению с расстояниями от Земли до других галактик, поэтому разглядеть один из них в деталях мы смогли только благодаря высокому разрешению ALMA», — говорит руководитель исследовательской группы Масатоши Иманиши (Masatoshi Imanishi) из Национальной астрономической обсерватории Японии. Результаты исследования опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Движение газа вокруг сверхмассивной черной дыры в центре галактики M77