Европейский Союз сделал очередной шажок в одинокой борьбе с выбросами парниковых газов – и настроил против себя ведущие мировые державы. США, Китай и примкнувшая к ним Россия дружно протестуют против принуждения авиакомпаний, летающих в страны ЕС, к участию в торговле квотами на выбросы парниковых газов.

С 1 января 2012 года все авиакомпании, летающие в/из Евросоюза, обязаны платить за выбросы парниковых газов в атмосферу. Инструментом расчетов станут квоты на выбросы (GEO подробно писал об этой системе в номере 06/2011). В начале ЕС планирует обложить квотами лишь 15 процентов выбросов авиакомпаний; со временем эта доля будет увеличиваться. По замыслу авторов закона, налог на выбросы заставит авиакомпании модернизировать свой флот, покупая более экономичные самолеты.

Новое правило касается примерно 4000 авиакомпаний из 150 стран мира, включая, разумеется, и европейские. Так что «Люфтганза» и «Эйр Франс» будут платить за свои выбросы наравне с «Аэрофлотом», «Дельтой» или «Эйр Чайна». Если, конечно, не европейские компании будут платить вообще. Во всяком случае, сейчас они протестуют и грозят ответными мерами.

С 1990 года объемы выбросов парниковых газов от самолетов удвоились; сегодня на авиатранспорт приходится три процента выбросов. Но разумная сама по себе идея сокращения выбросов встречает отчаянное сопротивление. Ни США, ни Китай, ни Россия не хотят идти по стопам европейских идеалистов, настаивая на том, что конкретные национальные интересы важнее абстрактных мировых проблем.

Это наглядно продемонстрировал и международный климатический саммит в Дурбане. Сегодня в мире не осталось ни одной политической структуры кроме Евросоюза, которая бы столь последовательно настаивала бы на глобальных мерах по борьбе с изменением климата.

Европейские правила трудно объяснить тем, кто живет только сегодняшним днем и кому на каждом углу мерещится заговор и «экономическая война». В России мы настолько привыкли к постоянным обманам, что воспринимаем в штыки даже правильные по своей сути инициативы.

Надо же, какой ужас – цены на билеты в Европу могут повыситься аж на 12 евро! Поистине астрономическая сумма, лишь ненамного превышающая стоимость чашки кофе в аэропорту. Не говоря уже о суммах, которые остаются в магазинах дьюти-фри после пассажиров чартерных рейсов.

Но когда речь идет о кофе или коньяке, мы тратим деньги на самих себя, и эффект наступает мгновенно. Когда же с нас пытаются собрать по 12 евро на общее будущее, мы чуем подвох. Потому что не любим думать о будущем вообще.

Мы привыкли жить в уверенности, что наши ресурсы, будь то вода, электричество или нефть безграничны, а сами мы бессмертны. Поэтому у нас гораздо большим спросом пользуются не страховки, которые пригодятся в будущем, а автомобили и компьютеры, которыми можно пользоваться сразу. Поэтому у нас считается в порядке вещей не закрывать за собой краны и не гасить свет.

Европейцы чувствуют жизнь иначе. В Евросоюзе ограниченность ресурсов (в том числе и времени), чувствуется острее. Поэтому Западная Европа гораздо больше думает о том, как сберечь свои ресурсы. И готовность отказаться от 12 евро в пользу общего дела там гораздо выше, чем где-либо в мире.

Бережное отношение к тому, что имеешь – фирменный знак европейцев. Может поэтому они больше тратят на образование и здравоохранение, а не на роскошь и показуху? Но такой «посткапитализм» могут позволить себе только те, у кого уже все есть. Остальные же стремятся догнать ЕС по уровню потребления. Так что пока мир думает о сегодняшнем дне, а Западная Европа – о послезавтрашнем.

Один «Боинг-747» за час полета выбрасывает в атмосферу 50 тонн углекислого газа. Цифры кажутся ужасными только на первый взгляд. В пересчете на перевозку одного пассажира на 100 километров самолет потребляет меньше топлива, чем автомобиль, особенно если речь идет о перелетах на большие расстояния.

Было бы глупо отговаривать людей от всего того, что символизирует прогресс, будь то отпуск за границей, холодильник или автомобиль. Но было бы неплохо задуматься, как совместить нашу общую гонку за благосостояние с тем, как мы хотим жить через 20 или 50 лет. А повышения цен на 12 евро все равно никто не заметит. geo_icon