Светлана Леонидовна, чем вызван ваш интерес к искусству вырезания из бумаги?

В детстве я училась вырезать по книге «Ножницы-художницы», потом забросила. В 1990-е, будучи профессиональным художником, искусствоведом, снова начала вырезать, в основном сложные композиции с деревьями.

В это же время умер харьковский коллекционер Алексей Петриченко. Его дочь Ася Алексеевна принесла его уникальную коллекцию — более четырех тысяч вырезок — в домодедовский музей. Оказалось, в России вырезание никогда не осмыслялось как отдельный вид искусства.

Чем уникальна эта коллекция?

В других подобных музеях за рубежом представлено только свое нацио­нальное искусство. У нас же — вырезки со всего света: из стран бывшего СССР, Польши, Германии, Японии, Вьетнама, Мексики, Швейцарии. В основе коллекции — полторы тысячи работ китайских мастеров. Наша галерея — единст­венная в России постоянная экспозиция этого искусства.

Какие национальные особенности характерны для вырезок?

В Китае — на родине бумаги и вырезания из нее — принято вырезать сюжеты и раскрашивать их, закапывая краску в прорези. Такие вырезки к праздникам клеятся на окна с помощью обычной воды. Китайцы называют их «цветами на окнах». Ранние европейские вырезки изображали в основном святых, реже — пейзажи и жанровые сценки.

В старинных швейцарских работах встречается яркий синий цвет: в XIX веке Швейцария закупала русские сахарные головы, завернутые в такую бумагу, художники активно ее использовали. На Украине в XIX веке разноцветными вырезками украшали беленые стены хаты и печи. Советский художник Граббе вырезал минималистичные сюжеты из журнальной бумаги. Например, светло-голубой цвет в его произведениях — это обложки журнала «Коммунист». Ведь специальную цветную бумагу было не достать.

Как искусство вырезания развивалось в России?

В 1644 году в Московском Государевом печатном дворе художник, украшавший Евангелие, сделал резные рамки для шелковых покровов иллюстраций. Это самая первая из известных на сегодня вырезных работ. В XVIII веке писари украшали узорами бумажные кустодии, покрывавшие восковые печати. При дворе Екатерины II работал французский художник Сидо, который ввел в моду вырезание силуэтных портретов.

В XIX веке вырезание стало популярно среди городских жителей и дворянства: появились елочные украшения, настольные театральные фигурки, солдатики. Постепенно бумага становилась доступной беднякам, появлялись бумажные подзоры для посудных и иконных полок, занавески из газет. Сегодня эта традиция продолжается только в изготовлении снежинок.

Цель вашей деятельности?

Для популяризации искусства вырезания даем мастер-классы в городах России. Готовимся к симпозиуму, который пройдет в 2016 году в Белоруссии, и к выставке «Мировое искусство бумажной вырезки», где будут представлены работы лучших русских художников, и мои тоже. Кто-то считает это пустой забавой. Но в технике вырезания нередко творили великие художники, просто не принято обращать внимание, что некоторые их произведения не рисованные. Разве можно назвать забавой вырезные иллюстрации Добужинского к сказкам Пушкина, работы Кустодиева или Нарбута? geo_icon