Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

Korean Air названа лучшей авиакомпанией  для бизнес-путешественников по версии Russian Business Travel & Mice Award. Крупнейший южнокорейский авиаперевозчик выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск и Владивосток


Уход от реальности

Причины интернет-зависимости, как и любой зависимости, чаще всего кроются в отношениях между людьми. По сути это уход от реальности в той или иной форме. Развитие проблемы всегда происходит по одинаковой схеме: постепенно все предпочтения человека смещаются именно в сторону погружения в интернет, cчитает педагог-психолог Татьяна Стороженко
текст: Татьяна Стороженко
Julia White

Понятие интернет-зависимости уже давно существует и в психологии, и в медицине. По своей сути она ничем не отличается от других типов зависимого поведения — разве что пользователи интернета множатся из года в год. Отклонением от нормы считается любой навязчивый интерес к чему-либо: будь то постоянная проверка электронной почты или беспокойство о том, выключен ли утюг.

Специалисты различают четыре стадии в психофизиологическом возникновении зависимости.
Во-первых, это навязчивая потребность в чем-либо.
Во-вторых, стремление к увеличению количества этого «чего-либо». В-третьих, психологическая или физическая зависимость от получения объекта зависимости. И, наконец, результат — пагубные или даже разрушительные последствия не только для самого человека, но и для всего общества. Окончательный диагноз «зависимость» может поставить только врач-психиатр.

Но для того чтобы говорить о норме, должны быть установлены какие-то нормативы, отграничивающие здоровое состояние от болезни. В отношении интернет-зависимости пока что таких норм нет. Нельзя сказать, какое количество часов пользования интернетом в сутки является нормальным, а какое свидетельствует об отклонении.

Больше того, интернет-зависимость относится к тем видам зависимостей, которые принимаются общест­вом. Например, трудоголизм — это тоже зависимость, но она принимается большинством людей и даже поощряется.

Как правило, у каждой зависимости есть причины, и они чаще всего кроются в отношениях между людьми. По сути это уход от реальности в той или иной форме. Развитие интернет-зависимости проходит ровно по той же схеме, что и течение других зависимостей: постепенно все основные предпочтения человека смещаются именно в сторону погружения в интернет. Если интернет — это его первая потребность, и он, придя домой, бежит к компьютеру или хватает гаджет и надол­го уходит в виртуальный мир, это уже тревожный симптом.

Как специалиста меня беспокоит заметное увеличение количества одиноких людей в нашей стране, душевная разобщенность. Да, общение в интернете сокращает расстояния, но оно не дает необходимой эмоциональной поддержки, реального сочувствия, необходимого понимания и телесного тепла.

Более того, постоянное общение в интернете зачастую приводит к социальной изоляции человека. Виртуальная информация не включает тех компонентов, которые существуют в живом общении. За рамками остается реальная эмоциональность, чувственная составляющая и их внешние проявления. Если мы общаемся виртуально, то я вас не вижу и не понимаю части ваших реакций. Мы оба легко можем что-то скрыть, предстать в другом образе. Это общение отчасти вымышленное, воображаемое, далекое от реальности. И поэтому человеку, который очень много времени проводит за компьютером, зачастую с трудом дается налаживание общения в реальном мире, особенно если он попадает в незнакомую компанию.

Нынешнее стремление многих людей постоянно оставаться в информационном потоке — это по сути не что иное, как боязнь потерять свою значимость, не получив в нужный момент какую-то информацию, не отреагировав, не обозначив свое присутствие.
Но в интернет-пространстве очень много информационного мусора, и отсюда рождается другая проблема — неумение работать с информационным потоком, откуда бы человек его ни получал (из интернета, телевизора, из других СМИ) и необходимость вовремя защититься от информационной перегрузки. Эта проблема очень характерна для современной молодежи. Они впитывают информацию, как губка, но учат ли их защищаться, отделять полезную информацию от информационного мусора? Когда им надо найти в интернете что-то конкретное, они попутно успевают очень много всего пересмотреть и в итоге реально перегружаются, устают.

Многие дети и подростки сейчас балансируют на грани между нормальным развитием и возможностью оказаться в зависимости. Подростковый возраст дейст­вительно является очень благодатной почвой для развития различных зависимостей, потому что в это время происходит физиологическое взросление, становление личности, включение в отношения. Поколение взрослых, которым сейчас уже за тридцать лет, росло в других условиях. У этих людей в целом нет так называемой кнопочной зависимости, они умеют находить удовольст­вия вне гаджетов. Но и для них проб­лема чрезмерной интернет-увлеченности довольно актуальна. Понятно, что иметь возможность всегда быть на связи и иметь доступ к интернету — это удобно и не так уж и плохо. Другое дело, как пользоваться гаджетами, когда вы находитесь в компании других людей. Мне кажется, во многих случаях это уже не вопрос зависимости и душевного здоровья — это просто показатель общей культуры.

А культура общения — дело серьезное. Мне, например, было бы неприятно, если бы мой собеседник, разговаривая со мной, смотрел на экран своего гаджета. Но я могу лишь с сожалением констатировать, что за последнее время эта планка личного общения опустилась ниже. Уже фактически считается нормой, когда человек одновременно слушает оратора и что-то делает в своем гаджете, или общается с собеседником, уткнувшись в экран и не глядя ему в лицо. Дети, наблюдая это, воспринимают такое поведение как вариант нормы.

Мне кажется, сейчас очень актуален вопрос заботы о качестве жизни — в самом широком смысле. Жизнь — это увлекательный процесс, и какое качество она приобретет, зависит от каждого из нас. В семье планку задают сначала взрослые люди, а потом уже дети, подрастая, тоже учатся выбирать для себя книги, фильмы, музыку, игры, общение лучшего качества. Причем, это не потребительский интерес, а интерес во имя развития, которое приносит пользу не только самому человеку, но и окружающим.

Родителям надо внимательнее относиться к детям, быть с ними дружелюбными, отмечать настораживающие изменения в детском поведении и своевременно на них реагировать. В наше время многие мамы и папы привязаны к информационным источникам — телефонам, планшетам, телевизорам. Поэтому дети с очень раннего возраста имеют доступ к этим устройствам или имитирующим их игрушкам.

Однако сказки, игры, куклы, мишки и машинки являются мощным фактором развития воображения и мышления, необходимым для формирования полноценной развитой личности. И чтобы они не уходили из нашей жизни, необходимо разработать обучающую систему для будущих родителей. С той же частотой, с какой на экранах телевизоров и на рекламных щитах появляются новые гаджеты, компьютеры и смартфоны, должны появляться и «классические» детские игрушки, фрагменты уличных детских игр. Тогда есть вероятность, что наши дети не потеряют умение и способность самостоятельно мыслить и развивать свои творческие черты.

02.12.2015