Я хожу под парусом со студенческих лет. В летнем лагере моего института была секция парусного спорта, где дважды в день можно было гонять на швертботах по Волге под Тверью. Но мне хотелось ходить по морю. И когда друзья из яхтенного клуба предложили поехать в Турцию, чтобы сдать на международные права, мы с мужем долго не раздумывали.

Нам предстояло выдержать недельный экзамен на шкиперскую яхтенную лицензию категории Day Skipper, позволяющую управлять круизной парусной лодкой в неприливных водах в дневное время. Его организовывала «Юксел Яхтинг» — одна из ведущих международных парусных школ и крупных чартерных компаний, базирующихся в турецкой парусной Мекке — Мармарисе.
На тот момент у меня за плечами было с десяток лет практики хождения под парусом, участия в соревнованиях и походах. У нас с мужем уже была своя небольшая 25-футовая крейсерская яхта на Клязьменском водохранилище. По российской классификации прав я была «Рулевой второго класса», муж, конечно, уже имел «Первый класс».

Наш экзаменатор — англичанин Майк Киин, в прошлом второй навигационный офицер Королевского флота Ее Величества королевы Великобритании и Северной Ирландии, был хорошо осведомлен о наших заслугах. При первой встрече он сказал нам: «Я знаю, что вы все тут гонщики и отлично умеете обращаться с парусами. Но вы должны показать мне, какие вы моряки». Что он имел в виду?

Первое задание — покупка продуктов. Планировать надо так, чтоб еды хватило до ближайшего порта и ничего не испортилось. Потому что холодильник работает на электричестве, а на лодке принято его экономить. Мы купили все, начиная со спагетти и заканчивая помидорами. Майк решил проверить. Кофе есть, хлеб есть, масло есть... Его насмешливое лицо высунулось из кают-компании: «Ха-ха! Забыла соль!» Незачет.

Каждому из четырех членов команды предстояло на несколько часов в день принять командование лодкой. При этом каждый член экипажа должен понимать, что слово шкипера — закон. А шкипер, перед тем как планировать круиз, должен учесть интересы всех членов команды. Поэтому согласование маршрута — один из самых важных моментов. Сначала шкипер должен построить маршрут. Сколько времени нужно, чтобы дойти из пункта А в пункт Б? Каковы сила и направление ветра? Каким способом двигаться — на парусе или на моторе? Когда ставить паруса? Вставать ли на якорь в дикой бухте или швартоваться к причалу в порту?

На нашей 39-футовой круизной яхте было все необходимое оборудование. Но использование GPS на экзамене не приветствовалось — нужно показать, что умеешь прокладывать курс при помощи карты, циркуля и линейки. Главное, не забыть, что спереди нос, а сзади корма, и что левый бортовой огонь красный, а правый — зеленый.

Вход и выход из порта делается на моторе, а на парусах опасно и неудобно. Парковка всегда волнительна. Правильно рассчитать расстояние и скорость, чтобы не «воткнуть» лодку в причал, вовремя положить якорь и не сложить якорную цепь на него — может запутаться. Команда должна строго следовать указаниям рулевого. Иначе возвращать яхту чартерной компании будет не только стыдно, но и накладно.

На воде нужно быть постоянно начеку, помня, что вода — враждебная стихия. Даже если ты занят таким будничным делом, как пополнение баков с пресной водой. Система заливки воды работает так, что избыток ее выливается по специальному шлангу наружу. Поэтому перелить невозможно. Майк ушел на полчаса: «Залейте воду, я скоро вернусь». Возвратившись, заметил с чисто английским юмором: «Вы уже утопили лодку?» Спасительная антипереливочная система не сработала, и вода хлестала под настилы на полу. Тут-то и начались учения по откачке воды из лодки! В ход пошло все — электрическая и ручная помпа, ковши, ведро.Читать дальше >>>