Важное предисловие: данный текст написан на компьютере, сделанном в Китае. И под воздействием эспрессо, приготовленного кофе-машиной, собранной там же.

Ну так вот. Пока в Лондоне никак не могут решить, строить ли третью взлетно-посадочною полосу в перегруженном аэропорту Хитроу — или строить сразу новый аэропорт в устье Темзы; пока в Мюнхене проводят всенародный референдум по вопросу строительства третьей взлетно-посадочной полосы — и большинством голосов запрещают его; пока в Москве люди в униформе с надписью «полиция» вымогают деньги у туристов, забывших дома паспорт, — в 46 километрах южнее Пекина полным ходом строится самый большой аэропорт в мире.

В нем будет не две, три, четыре или пять, а девять взлетно-посадочных полос. Каждый год через его терминалы будет проходить больше пассажиров, чем через все три нью-йоркских аэропорта, вместе взятых. Всего же к 2020 году по всему Китаю должны открыться — держитесь! — 97 новых аэропортов.

Китай переживает туристический бум. Уже сегодня по количеству принимаемых туристов страна занимает третье место в мире, пропуская вперед лишь Францию и США (Россия не входит в первую десятку самых посещаемых стран). А в самое ближайшее время Китай должен стать мировым лидером по этому показателю — то есть Пекин, Шанхай и Гонконг станут привлекательнее Нью-Йорка, Шампани и Прованса. По прогнозам Всемирного банка, это случится к 2020 году. И хотя в абсолютном отношении Пекину еще далеко до Парижа и Лондона, столица Китая вошла в рейтинг городов с самым быстрым приростом посетителей, который возглавляют Рио-де-Жанейро, Токио и столица Эквадора Кито.

Китай не просто самая населенная страна в мире — здесь живет больше народу, чем в Северной Америке и Европе, вместе взятых. Китай лидирует в мире по очень многим показателям: по объему выпускаемой стали и текстиля, по количеству производимой электроники, по производству зерновых, яблок, картофеля и хлопка. А также по поголовью свиней и покупкам российского  оружия. Наконец, совсем недавно в Китае открыли самую длинную в мире высокоскоростную железнодорожную трассу — путь, примерно равный расстоянию от Москвы до Тюмени, поезд пролетает всего за восемь часов.

Теперь же Китай намерен выйти в мировые лидеры по туризму, предлагая иностранцам покупать экскурсии и отдых с фирменной пометкой «сделано в Китае». В этом амбициозном плане России отведено немаловажное место — наступивший 2013-й объявлен Годом китайского туризма в России. За первые девять месяцев прошлого года число российских туристов в Китае выросло почти в полтора раза по сравнению с годом предыдущим.

Самое, конечно, любопытное, что весь этот бум происходит под руководством коммунистической партии, сумевшей более-менее успешно адаптироваться к новому мировому порядку, определяемому не борьбой идеологий, а глобальной конкуренцией за соотношение цена-качество. А по этому показателю китайцам нет равных — сомневающиеся должны внимательно изучить надписи на своей одежде и электронике. Нам остается лишь дождаться момента, когда туры в Пекин и Шанхай станут дешевле поездок в Париж и Сан-Франциско. В том, что рано или поздно это произойдет, сомневаться не приходится.

Тем более что китайское трудолюбие легендарно. Чтобы увидеть его воочию, совершенно не обязательно ехать в Китай. Каждую весну сотни китайцев отправляются из Харбина через Владивосток и Москву в Краснодарский край, чтобы в станице в 100 километрах от столицы края снимать по два урожая огурцов за лето. Репортаж о китайских колхозниках на Кубани — в одном из ближайших номеров GEO. Но это, как говорится, уже совсем другая история. geo_icon