Десять назад выбор был очевиден: поезд. Длина московских пробок было прямо пропорциональна росту доходов москвичей; поездка в Шереметьево занимала больше, чем перелет в Питер. Тем более все модные торговые центры появились именно вдоль узкого шоссе в аэропорт.

В общем, я трижды опаздывал на рейсы из-за пробок.

Но потом в Шереметьево пустили электричку, а «Аэрофлот» запустил программу «Шаттл», сократив время в пути до разумного минимума. И самолет снова стал быстрее.

Два года назад РЖД нанесли ответный удар, выложив дорогу Москва – Петербург японскими рельсами и пустив по ним немецкие скоростные поезда. Но при всей мягкости кресел, пространства для ног и отсутствии турбулентности у скоростного поезда есть и свои минусы.

Минус первый: Показушный

Можно сколько угодно жаловаться на очереди в московских аэропортах, но после январского взрыва в Домодедово там взялись за безопасность. А при входах на вокзалы построили потемкинские деревни: рамки-металлоискатели пищат, а «полиционеры» как в коме с застывшим взглядом смотрят куда-то перед собой.

Сцена повторяется при выходе на платформу, где еще десяток мужчин в черном смотрят на экраны  аппаратов взглядами первоклассников, которым поручили за ночь прочитать «Войну и мир». Рамки пищат, чемоданы плывут по ленте, мужчины в черном в полукоме смотрят то по сторонам, то перед собой. Смысла – ноль, зато создано два десятка новых рабочих мест.

Если кому интересно: на мадридском возкале Аточа при посадке на скоростные поезда в Барселону контроль безопасности такой же строгий, как в аэропорту.

Минус второй: Акустический

Наушники с активным шумоподавлением – отличная вещь и совершенно незаменивый аксессуар в первые 15 минут после отправления. Именно вы это время на уши невинных пассажиров обрушивается нескончаемый поток объявлений. Явно подражая авиакомпаниям, РЖД поливает пассажиров пулеметными очередями объявлений на русском (женский голос, интонация слащаво-мещанская) и английском (мужской голос, интонация: решительно-британская).

Все начинается с невинного приветствия, продолжается инструкцией по пользованию туалетами, продажей сувениров в шестом вагоне, лотереей, заказом такси, продажей билетов с пятипроцентной скидкой, а также перечислением вагонов, из которых, если приспичит, можно сойти с поезда в Вышнем Волочке.

Завершается этот театр у микрофона единственным разумным призывом: не шуметь и не мешать отдыху окружающих. Поезд успевает набрать полную скорость и выехать из Москвы, когда запас объявлений заканчивается и дикторы, наконец, умолкают. Но если вам особенно не повезет, то после Вышнего Волочка дикторы выступят еще раз, по полной программе.

Минус третий: Нелояльный

В отличие от авиакомпаний, у РЖД нет никакой программы для постоянных клиентов. Достаточно 11 раз слетать «Аэрофлотом» из Москвы в Питер и обратно, чтобы получить премиальный билет в Европу. А «Российские желеные дороги» никак не поощряют тех, кто часто пользуется ее услугами. На поезде можно ездить хоть каждый день - РЖД никак не поблагодарит Вас за верность и постоянство.

А ведь бесплатный авиабилет по итогам года вполне может стать еще одним аргументом в пользу самолета, который нередко дешевле поезда, даже с учетом поездки в аэропорт на «Аэроэкспрессе».

Минус четвертый: Пластиковый

Пластиковые тарелочки и бумажные стаканчики в вагоне-ресторане смотрятся откровенно нелепо на фоне немецкого хай-тека. С таким же успехом можно подавать пиво из пластиковой бутылки где-нибудь в кафе «Пушкин». Фарфоровые чашки были бы не только стильнее, но и экологичнее, чем одноразовая посуда. Еще печальнее, когда через полчаса после отправления в вагоне-ресторане заканчивается суп, а через два часа – вилки и ножи. И очень вежливые девушки, толкающие перед собой по проходам тележку с едой и напитками, с виноватым видом сообщают пассажирам: салат-то мы вам продадим, но вилок у нас не осталось.

Минус пятый: Ценовой

«Сапсан» кусается. Бывают дни, когда билеты на самолет стоят в полтора раза дешевле, чем билеты на «Сапсан». При этом цена билета, в отличие от авиаперелета, не меняется в зависимости от того, за сколько дней до отправления вы покупаете билет – она высечена в камне и опубликована на сайте РЖД. Тем самым РЖД не поощряет тех, кто планирует свои поездки заранее. А зря. Все железнодорожные компании в Европе предлагают специальные тарифы для тех, кто планирует поездки заранее.

Но у «Сапсана» есть и один большой плюс, который, в принципе, перевешивает все эти минусы. Это комфорт и пунктуальность.

Поезд отправляется и прибывает минута в минуту, а опаздываюших пассажиров никто не ждет. Кресла в поезде удобнее, чем в самолете, да и пристегиваться не надо. И хотя иногда на стрелках немецкие вагоны швыряет из стороны в сторону, все это несравнимо с турбулентностью, в которую время от времени попадают самолеты.

Так что в следующий четверг я отправляюсь в Питер на «Сапсане». Надо только наушники не забыть, а то заснуть не дадут. geo_icon