Если грудной ребенок перестал улыбаться, больше не радуется любимым игрушкам и вяло реагирует на все попытки мамы его развеселить, не исключено, что он впал в депрессию. Самую настоящую депрессию, как у взрослых. И причин здесь может быть две. Первая — это сбой в обмене веществ в мозге, то есть проявление генетической предрасположенности, на которую трудно как-то повлиять. А вторая — психогенные негативные влияния, или, проще говоря, невозможность получить необходимое для эмоционального комфорта. У маленьких детей это нередко недостаток общения с родителями.

Очень важно в младенчестве почаще обнимать ребенка, разговаривать с ним. Если он остается один или чувствует, что на его сигналы — крик, улыбку или слезы — не реагируют, он испытывает сильный стресс. Добавьте к этому еще нервное состояние матери — и ребенок в депрессии.

Мне доводилось видеть детей в зоне военных действий  после бомбежек. Если мать была спокойна, ребенок тоже практически не боялся взрывов, у других же были психологические травмы. Родителям важно помнить, что малыш оценивает окружающий мир во многом через реакцию на происходящее самых близких и значимых взрослых.

А депрессию необходимо лечить. Чем дольше длится это состояние, тем больше оно влияет на мозг. При стрессе и депрессии нейронные связи, которые отвечают за психическое развитие малыша, формируются неправильно. Это может повлечь за собой задержку развития и возникновение состояний, близких к детскому аутизму.

Чтобы ребенок правильно развивался, необязательно стоять над ним и подробно показывать, как, к примеру, надо произносить согласные или какую ногу за какой нужно двигать при ходьбе. В детстве многому учатся с помощью запечатлевания, повторения, или, проще говоря, памяти. Но происходит это автоматически — ребенок просто видит, как эти действия выполняют родители, и потом пытается их воспроизвести. Задача же родителей  — создать для него комфортные условия, к примеру купить манеж или ходунки. В грудном возрасте можно повторять за ребенком звуки, которые он произносит, — ему это приятно. Он чувствует, что с ним общаются на его языке. Но чем старше становится ребенок, тем больше он должен слышать содержательную речь, а переполняющую вас любовь и ласку лучше выражать не в бессмысленном лепетании, а в интонациях.

Поступки родителей и их реакции на разные события оказывают на ребенка гораздо большее влияние, чем произнесенная в целях воспитания речь: ребенок будет поступать так, как поступают родители, а не так, как они его учат на словах.

Конечно, не все в характере определяется запечатлеванием. Многое зависит и от генетики. Два близнеца, которые воспитываются в разных семьях далеко друг от друга, все равно могут иметь одинаковые привычки, увлечения и какой-нибудь, к примеру, характерный жест. Или ребенок, который живет не с биологическими родителями, вдруг неожиданно становится похож на отца, которого никогда не видел. Не столько внешностью, сколько поступками. И как бы его ни воспитывали, гены берут свое. Одним усилием воли «из растенья воспитать собачку» —достижение героя одного из стихотворений Николая Заболоцкого — никому не под силу.

Еще один вид детской депрессии связан с ранней разлукой с матерью. Его называют анаклитической депрессией. Находясь в отрыве от мамы, ребенок теряет уже приобретенные навыки. Поэтому не стоит надолго расставаться с маленькими детьми, даже оставляя их у близких родственников. А если матери все же приходится рано выйти на работу, то хорошо бы выбрать занятие, которое не отнимет у нее всех сил.

Вечер, домой возвращаются два усталых, опустошенных родителя — практически «зомби». Ребенок хочет поиграть, приласкаться, а мама — полежать. В такой ситуации трудно сдержать раздражение. Но надо постараться. Дети не могут сказать, что им не хватает общения, они выражают это как могут. К примеру, подойдет вечером малыш к папе, да как «тяпнет» за руку. А тот ему сразу же ремнем. Казалось бы, за дело, ведь сто раз говорили, что нельзя кусаться. Но, с другой стороны, тут надо понимать, что ребенок тоже устал и просто старается привлечь к себе внимание, но неумело делает это. Если, конечно, это не повторяется из раза в раз, обнимите его, поговорите или поиграйте.Читать дальше >>>