Сайты партнеров




GEO приглашает

Впервые Московский планетарий организует цикл лекции для взрослых. Первое занятие курса под названием «Популярная астрономия для начинающих» состоится 13 апреля.


GEO рекомендует

Дизайнеры Fossil разработали часы для гонщиков Grant Sport. Циферблат напоминает панельные приборы автомобилей начала прошлого века. И это не случайно. С первого дня основания в 1984 компания уделяет особое внимание внешнему виду изделий и делает акцент на винтажном стиле.

«Психику формирует любовь»

Психоневролог Виталий Грачев — о важности общения, депрессии у малышей и о том, почему дети бьют родителей
текст: Виталий Грачев

Если грудной ребенок перестал улыбаться, больше не радуется любимым игрушкам и вяло реагирует на все попытки мамы его развеселить, не исключено, что он впал в депрессию. Самую настоящую депрессию, как у взрослых. И причин здесь может быть две. Первая — это сбой в обмене веществ в мозге, то есть проявление генетической предрасположенности, на которую трудно как-то повлиять. А вторая — психогенные негативные влияния, или, проще говоря, невозможность получить необходимое для эмоционального комфорта. У маленьких детей это нередко недостаток общения с родителями.

Очень важно в младенчестве почаще обнимать ребенка, разговаривать с ним. Если он остается один или чувствует, что на его сигналы — крик, улыбку или слезы — не реагируют, он испытывает сильный стресс. Добавьте к этому еще нервное состояние матери — и ребенок в депрессии.

Мне доводилось видеть детей в зоне военных действий  после бомбежек. Если мать была спокойна, ребенок тоже практически не боялся взрывов, у других же были психологические травмы. Родителям важно помнить, что малыш оценивает окружающий мир во многом через реакцию на происходящее самых близких и значимых взрослых.

А депрессию необходимо лечить. Чем дольше длится это состояние, тем больше оно влияет на мозг. При стрессе и депрессии нейронные связи, которые отвечают за психическое развитие малыша, формируются неправильно. Это может повлечь за собой задержку развития и возникновение состояний, близких к детскому аутизму.

Чтобы ребенок правильно развивался, необязательно стоять над ним и подробно показывать, как, к примеру, надо произносить согласные или какую ногу за какой нужно двигать при ходьбе. В детстве многому учатся с помощью запечатлевания, повторения, или, проще говоря, памяти. Но происходит это автоматически — ребенок просто видит, как эти действия выполняют родители, и потом пытается их воспроизвести. Задача же родителей  — создать для него комфортные условия, к примеру купить манеж или ходунки. В грудном возрасте можно повторять за ребенком звуки, которые он произносит, — ему это приятно. Он чувствует, что с ним общаются на его языке. Но чем старше становится ребенок, тем больше он должен слышать содержательную речь, а переполняющую вас любовь и ласку лучше выражать не в бессмысленном лепетании, а в интонациях.

Поступки родителей и их реакции на разные события оказывают на ребенка гораздо большее влияние, чем произнесенная в целях воспитания речь: ребенок будет поступать так, как поступают родители, а не так, как они его учат на словах.

Конечно, не все в характере определяется запечатлеванием. Многое зависит и от генетики. Два близнеца, которые воспитываются в разных семьях далеко друг от друга, все равно могут иметь одинаковые привычки, увлечения и какой-нибудь, к примеру, характерный жест. Или ребенок, который живет не с биологическими родителями, вдруг неожиданно становится похож на отца, которого никогда не видел. Не столько внешностью, сколько поступками. И как бы его ни воспитывали, гены берут свое. Одним усилием воли «из растенья воспитать собачку» —достижение героя одного из стихотворений Николая Заболоцкого — никому не под силу.

Еще один вид детской депрессии связан с ранней разлукой с матерью. Его называют анаклитической депрессией. Находясь в отрыве от мамы, ребенок теряет уже приобретенные навыки. Поэтому не стоит надолго расставаться с маленькими детьми, даже оставляя их у близких родственников. А если матери все же приходится рано выйти на работу, то хорошо бы выбрать занятие, которое не отнимет у нее всех сил.

Вечер, домой возвращаются два усталых, опустошенных родителя — практически «зомби». Ребенок хочет поиграть, приласкаться, а мама — полежать. В такой ситуации трудно сдержать раздражение. Но надо постараться. Дети не могут сказать, что им не хватает общения, они выражают это как могут. К примеру, подойдет вечером малыш к папе, да как «тяпнет» за руку. А тот ему сразу же ремнем. Казалось бы, за дело, ведь сто раз говорили, что нельзя кусаться. Но, с другой стороны, тут надо понимать, что ребенок тоже устал и просто старается привлечь к себе внимание, но неумело делает это. Если, конечно, это не повторяется из раза в раз, обнимите его, поговорите или поиграйте.

Проблема в том, что излишнее внимание со стороны родителей лишает ребенка самостоятельности. Я всегда рекомендую приучать к ней с самых ранних лет. К примеру, кроватка. Где ставить? В отдельной комнате или с родителями? Лучше в отдельной, чтобы малышу легче было научиться засыпать одному.

Любовь — вот, что формирует здоровую психику ребенка. Но тут важно не переборщить. Вот раньше рожали, чтобы дети помогали в семье: по дому прибраться, за скотом посмотреть, да и за братьями с сестрами. А теперь? Теперь ребенок — глава семьи, центр всего. Потомством обзаводятся, чтобы как-то самим реализоваться, воплотить свои желания в жизнь. И ребенок это чувствует: ну, раз родили для себя, тогда балуйте: хочу айфон, игровую приставку и еще чего-нибудь. Ко мне на прием пришла мама, вся в синяках, покусанная, ничего не может сделать, и отец там из силовых структур, а все равно с ребенком не справляются, потому, что тот главный. В последнее время во всем мире все чаще встречаются такие случаи насилия в семье: не родители жестоки с детьми, а, наоборот, дети избивают родителей.

Отчасти виноваты в этом и телевидение, и производители товаров. Мир изменился, к детям сейчас относятся не так, как, к примеру, в военные годы, — им не требуется быстро взрослеть. И это всячески подчеркивается на экране и рекламных плакатах. Все нацелено на подростков, этим возрастом восхищаются, стараются его продлить.
В 14-15 лет человек думает, что в 30 жизнь будет кончена, ведь все самое интересное, как ему твердят в телевизоре, происходит именно сейчас.

Воспитание — очень сложный процесс, требующий постоянного внимания и непрерывного размышления. Необходимо замечать малейшие сигналы ребенка, и, как только возникает ощущение, что вы теряете с ним связь и взаимопонимание, не стесняйтесь обратиться к специалисту. В России почему-то боятся психологов, и тем более психиатров. В Америке — это часть культуры, а у нас считают, что эти врачи лечат только тех, кому уже совсем плохо: «Я же не псих, чтобы к психиатру идти».

Но вспомните о них, когда вашего ребенка утром перед  школой вдруг начнет тошнить. Исключив притворство, сознательный родитель будет таскать свое чадо по разным врачам, а те разведут руками, потому что физически ребенок здоров. Но тошнит-то его по-настоящему. А все дело в том, что в школе ему просто плохо, некомфортно, а мама этого не замечает. И тогда связь тела и эмоций начинает работать в обратную сторону: психологические проблемы проявляются через физиологическое состояние ребенка. В этом случае не поленитесь дойти до специалиста. Бояться психологов и психиатров не стоит.