Когда возвращаешься в Москву или прилетаешь в любой другой город России, то первое, что бросается в глаза по дороге из аэропорта, — частокол рекламных щитов вдоль шоссе. Иногда их так много, что надписи сливаются в одно сплошное разноцветное полотно, цель которого — заставить пассажиров проезжающих мимо машин что-нибудь купить. У нас ведь никто ничего не планирует; никто не знает, что будет завтра. Поэтому тратить надо сегодня. Сейчас. На месте.

Количество букв, слов и надписей на московских дорогах зашкаливает. Но чем больше наружной рекламы, тем меньше в ней смысла — ведь в какой-то момент визуальной информации становится так много, что просто перестаешь ее воспринимать. Это напоминает телевизионные новости, в которых картинки сменяются так часто, что зрители не успевают их осмыслить.

Почему в наших городах царит такой «буквенный» хаос? Почему на некоторых улицах в самом центре Москвы архитектура исчезает под слоями хаотичных вывесок? В этом пытается разобраться культуролог Анна Чайковская.

Визуальный бардак на улицах российских городов отлично иллюстрирует стиль разговоров — каждый стремится перекричать окружающих, не особо задумываясь о том, услышит его кто-нибудь или нет. Вообще, надписи в общественных местах — лучший показатель общественного консенсуса. Слушают ли люди друг друга? Воспринимают ли они собеседников всерьез? Пытаются ли донести свои мысли до окружающих так, чтобы их поняли?

Такое ощущение, что авторам наших уличных вывесок хочется создать впечатление азиатского базара, где все должно быть «по-богатому» — много блюд на столе, много слов в текстах, много надписей на улицах. Вот только количество почему-то не переходит в качество; как большинство текстов выигрывают от сокращения, так и наружная реклама была бы эффективнее, если бы ее было поменьше. В сегодняшнем мире, переполненном информацией, выигрывает не тот, кто говорит как можно больше, а тот, кто говорит мало и по делу.

Основная задача сегодняшнего горожанина — не читать надписи, а игнорировать их, пишет автор статьи. То есть мы не стараемся узнать что-то новое, а, наоборот, подсознательно пытаемся закрыться от информации. И это рано или поздно приводит к тому, что мы вообще перестаем воспринимать то, что нам говорят.

Увы, люди, отвечающие за размещение надписей в общественных местах, разбираются в буквах гораздо хуже, чем в цифрах. Цифры вообще оттеснили буквы куда-то очень далеко. Правят бал вопросы «сколько» и «почем», а не «зачем» и «почему». Так что пока мы продолжаем засорять пространство вокруг себя надписями, не задумываясь об их смысле.

Что вы думаете о визуальной коммуникации на улицах городов России? geo_icon