Андрей, что вас поразило в Мьянме больше всего?

Даже в самых бедных кварталах люди радуются жизни. Молодежь играет в волейбол ногами. Это называется Чин Лон. Здесь он гораздо популярнее, чем на его настоящей родине — в Малайзии или Таиланде. Безумно интересен мьянманский Новый год — Маха Тингьян в апреле. В жару люди выходят на улицы и обливают друг друга водой.

Вы были в Мьянме два раза. За пару лет там многое изменилось?

Да, страна меняется: интернет стал доступнее, а в аэропорту Янгона можно арендовать мобильный телефон. Туризм развивается, что в целом хорошо. Но это ведет к росту цен, и самое неприятное — к обесцениванию местной культуры, потере самобытности. То, что раньше было частью жизни народа, в туристических районах теперь делается исключительно ради денег. Например, рыбаки на озере Инле раньше ловили рыбу конусообразными ловушками из бамбука, а теперь они целый день крутятся в устье канала возле Ньяунгшве, поджидая туристов.

А вы не путаете самобытность с бедностью?

Самобытность — это не тряпочки с безделушками на рынке или туристические тростниковые хижины на сваях, а выработанная веками способность адаптироваться к местным условиям. К тому же, Мьянма совсем не бедная страна. Здесь хорошо развито сельское хозяйство, основа которого — рис. В 1970-80-е годы в стране выращивали мак для производства опиума. Это приносило баснословные доходы. Сейчас выращивание опиума запрещено, поэтому население пытается освоить производство каучука и сахарного тростника. Мьянма богата запасами нефти и газа, здесь добывают одни из лучших в мире драгоценных камней: знаменитые мьянманские рубины цвета голубиной крови и синие сапфиры.

Но до простых людей все это богатство не доходит. Может все же лучше открыться миру?

Глобализация не решит проблему. Конечно, трудно обойтись без электричества, дорог, интернета, прививок. Из-за поспешных попыток ускорить прогресс люди теряют самоуважение и веками выработанную способность к адаптации. А Запад предлагает суррогаты своей субкультуры или подсаживает население на несбыточные мечты о «красивой жизни».

Нищета и вера
Нищета и вера
Мьянма: десятилетия в изоляции от внешнего мира

А разве это не унизительно – жить на подачки тех, кто приезжает посмотреть на то, как бедно живут люди?

Как раз глобализация — это и есть подачка. Чаще всего люди из так называемых «цивилизованных стран», попадающие в Азию, делятся на две неравные категории. Большинство – это туристы. Они едут за экзотикой, чтобы расшевелить свои ослабленные комфортом чувства и уснувшие эмоции.

Вторая, меньшая категория — это «спасатели». Казалось бы, что плохого в том, что человек едет в другую страну строить дороги, учить детей? Это же очень важная и благородная миссия! Но представьте, что к вам в город или деревню приезжает издалека кто-то и учит вас кардинально чуждым для вас вещам, пусть даже и очень полезным? Веками вы жили своим укладом, достигли в своем деле каких-то высот, а теперь это никому не нужно. Кому это понравится?

А потом мы удивляемся, что в Азии на европейца смотрят как на ходячий кошелек. Люди везде одинаковы — если рядом появляется кошелек, всегда найдутся те, кто захочет в него залезть. Для того, чтобы вас услышали, нужно научиться хотя бы уважать местную культуру и традиции, а еще лучше — страну и людей, которые ее населяют. Тогда люди будут вам доверять. geo_icon