Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


Бедность: не порок, а проклятие

Научный журналист Семен Кваша рассуждает о том, каков реальный процент бедных, какие механизмы делают бедность наследственной и как с ними бороться
текст: Семен Кваша
Иллюстратор: Дмитрий Трофимов

Жизнь на последние копейки — не прихоть и не просто невезение. Бедность плохо влияет на развитие мозга у детей, она угнетает когнитивную функцию у взрослых, формирует плохие привычки, мешает научиться обращаться с деньгами — и наследуется, потому что эти привычки бедные передают своим детям.

Официально за чертой бедности в России находится 22 миллиона человек, 15 процентов населения. Это средний уровень, такой же в США и в большей части европейских стран. В мире за чертой бедности живут 760 миллионов человек — примерно 11 процентов.

Но это официальная статистика, по которой бедные — те, кому едва хватает на базовые потребности: еду, минимум одежды, плохое жилье. Если толковать понятие шире, окажется, что бедных едва ли не половина. Вы когда последний раз ездили в отпуск? Есть ли у вас сбережения? Вы копите на старость? Внезапная проблема с зубами выбивает вас из бюджета? Поздравляю, мы в той же лодке. Бедность — одна из главных проблем, которая стоит перед человечеством. Ее изучают ученые — антропологи, экономисты, психиатры и даже нейробиологи.

Американская психологическая ассоциация нашла связь между бедностью, плохими оценками в школе и физическим развитием. Связь тут чисто механическая: бедные дети хуже питаются, живут в худших условиях, у родителей обычно нет времени и желания заниматься ранним развитием или хотя бы просто уделять много времени своим чадам. В результате они позже начинают ходить, говорить, читать, а потом не справляются со школьными заданиями.

Дело не только в этом. Бедные хуже образованы, и образование в их восприятии ценится ниже. Самое главное: бедность сама по себе угнетает когнитивную функцию. Этот механизм описан у Эльдара Шафира из Принстона, Сендхила Малейнатана из Гарварда и их соавторов в 2014 году. Бедность нагружает мозг: постоянные мысли о том, где занять денег и как дожить до конца месяца, постоянно вытягивают умственные ресурсы, и их просто не остается на решение задач, долгосрочное планирование и принятие стратегических решений.

Одно из следствий: бедные не понимают ценности денег. Это парадоксальное заявление, но оно подтверждается и исследованиями, и вполне бытовыми наблюдениями. Если в бедной семье вдруг появятся деньги, они с высокой вероятностью будут потрачены на ненужный предмет роскоши типа большого телевизора, а не отложены на черный день, не уйдут на приобретение медицинской страховки или на образование. Пропивать «получку» не обязательно, она все равно будет стремительно таять. Деньги жгут руки.

И такое поведение наследуется, даже если человеку удается получить образование и вы­рваться из бедной среды. Он все равно сохраняет многие привычки бедности и передает их детям. С этим можно бороться. Так, армия в США — важнейший социальный лифт, который прямо заточен на то, чтобы помогать тем, кто хочет вырваться из порочного круга. В других странах такого лифта может не быть.

В России сто лет назад социальным лифтом оказалась победа идеологии. Но она обещала бедным решение их проблем здесь и сейчас, без усложнения жизни когнитивной нагрузкой и долго­срочным планированием. Увы, результаты этого мы наблюдаем до сих пор.

26.10.2017
Теги: