Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

Korean Air названа лучшей авиакомпанией  для бизнес-путешественников по версии Russian Business Travel & Mice Award. Крупнейший южнокорейский авиаперевозчик выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск и Владивосток


Есть ли смысл подписывать «зеленые» петиции в России?

Невинные, на первый взгляд, петиции в интернете играют важную роль в работе негосударственных экологических организаций
текст: Наталья Парамонова
irecycle.ru

Формальная сила петиций очень слаба. Она не может поменять закон или изменить административное решение, но при этом миллионы людей подписывают электронные воззвания в надежде улучшить мир. Согласно исследованию немецких ученых «Электронные петиции и политическое участие: институциональные проблемы и возможности для демократии», простота создания петиции и практически отсутствие барьеров для ее продвижения стимулирует людей к действию.

Граждане заявляют о проблеме, которая их волнует и сами инициируют подобие референдума, а в результате создают справочник проблем, где количество подписей — индикатор значимости вопросов для населения страны. Такое простое действие позволяет привлечь к проблеме, как минимум, внимание прессы, а, может быть, и власти.

«Зеленые» петиции можно разделить на три категории по степени охвата: мир, страна, «мой дом, мой подъезд» и еще на две категории по адресату: по вертикали — к власти или по горизонтали — к другим гражданам.

Общемировые проблемы поднимаются, чаще всего, на сайте avaaz.org, который объединяет 41 миллион жителей Земли. Восемь из тринадцати петиций, вынесенных на главную страницу сайта, посвящены экологии. Еще год назад ситуация была иной — основная часть топовых проблем касались прав человека.

«Меня это не удивляет. Экологические проблемы — это то, с чем сталкиваются люди каждый день и то, о чем можно свободно высказать свою позицию», — комментирует директор российского представительства Международного фонда дикой природы (IFAW) Мария Воронцова.

Обращения на сайте «Аваз» больше напоминают наказы сильным мира сего. Так, примерно миллион человек призывают прекратить жестокость в отношении домашних животных в сельском хозяйстве. Столько же сторонников создания заказника в дебрях Амазонки, которые активно вырубаются в угоду сельскому хозяйству. «Аваз» также просит каждого направить послание министрам природных ресурсов всех стран с наставлением прекратить использование нефти и газа, и более 200 тысяч человек уже отправила такие письма.

Что до действенности воззваний, то «Аваз» относит к своим «зеленым» победам временный запрет на строительство завода по производству генетически модифицированных семян в Латинской Америке и соглашение стран ЕС на сокращение парниковых газов, как минимум, на 30 процентов к 2030 году.

Все эти примеры относятся к вертикальному взаимодействию, но есть у «Аваз» и крупнейший горизонтальный призыв, направленный от человека к человеку. Почти три миллиона человек поддержали идею климатического марша, который прошел в Нью-Йорке с участием около 400 тысяч человек.

Если вы хотите присоединиться к решению общечеловеческих проблем или узнать, какие из них волнуют наиболее активную часть жителей планеты, то вам стоит заглянуть на avaaz.org. Подписав петицию, вы получите возможность следить за тем, как решается проблема, и присоединиться к всеобщей радости в случае победы. Судя по количеству «зеленых» петиций — это мировой тренд!

Спускаемся на уровень ниже и оказываемся на сайте-прародителе петиционных площадок Сhange.org. Портал объединяет свыше ста миллионов людей из 196 стран мира, однако петиции здесь скорее регионального и местного масштаба.

Кроме того, сhange.org, в отличие от «Аваз», пытается монетизировать свою платформу. Коммерческие компании могут создать платную петицию и получить доступ к электронным адресам тех, кто ее подпишет.

Больше всего «зеленых» петиций на сайте касается защиты животных, около 26 тысяч можно найти по тегу «мусор» и восемь тысяч по тегу «экология».

К своим ярким победам сайт относит 243 тысячи подписей с требованием не допустить забой тюленей. Эта кампания была начата в ответ на нашумевшую инициативу Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии, который в ноябре 2014 года предложил наладить выпуск консервов из дальневосточного тюленя.

«Мы рады сообщить вам, что ваши усилия по защите тюленей от промышленного забоя увенчались успехом! После многочисленных обращений Федеральное агентство по рыболовству наконец сообщило, что промысел тюленей вестись не будет, а это значит, что вы помогли спасти тюленей!», — пишет создатель петиции Георгий Мджеванадзе в июне 2015 года.

Кампания по сбору подписей длилась восемь месяцев. Схема работы в данном случае выглядела так: после получения в течение двух недель 60 тысяч подписей, петиция была отправлена по трем адресатам — президенту, правительству и в Росрыболовство. Однако власти проигнорировали обращение и активисты, собрав 160 тысяч подписей, в январе 2015-го снова направили петиции по тем же адресам.

В конце январе ответ пришел из Росрыболовства. Согласно бумаге, никто консервы делать не предлагал и промысел как вели, так и ведут только коренные народы Дальнего Востока.

Создателей петиции такой ответ не устроил, было собрано более 200 тысяч подписей, которые снова отправили с петицией к властям. В конце концов, Росрыболовство четко ответило, что промысла тюленей не будет.

Таким образом, подписанная большим количеством россиян петиция стала поводом для обращения к властям и требования внятного ответа.

Между тем, похожая ситуация была на заре защиты тюленей. Как рассказывает директор российского отделения Международного фонда защиты животных (IFAW) Мария Воронцова, в 2008 году было собрано 360 тысяч подписей под призывом прекратить убийство детенышей тюленей — бельков. Подписи собирали вручную, а потом ящиками доставляли в министерство природных ресурсов.

«В министерстве нашим подписям были рады. Сказали, что теперь есть повод выйти с инициативой к президенту. В итоге в 2009 году промысел бельков был запрещен. Так что можно утверждать, что подписи и петиции имеют силу», — комментирует Воронцова.

Платформу Сhange.org активно использует и «Гринпис». В основном она служит для информационной поддержкой природоохранных интернет-проектов организации.

Инициатором той или иной петиции выступает глава определенного направления работы «Гринпис». Так, инициатором обращений по защите лесов стал координатор лесной программы Алексей Ярошенко, которому в кампании по борьбе с пожарами понадобились обращения к губернаторам.

«Было трудно сдвинуть тему пожаров с мертвой точки. Сначала про них вообще отказывались говорить. Тогда мы начали вести точечную работу по областям, чтобы люди отправляли письма к губернаторам и сообщали, что лесные пожары начались и их необходимо тушить», — рассказывает координатор онлайн-кампаний «Гринпис России» Ксения Максимова.

Она поясняет, что электронные петиции, как и любые другие, могут быть не сразу успешными. Надо найти причину, которая действительно волнует людей и подтолкнет подписать петицию. В лесной кампании, таким ключом ко многим подписям оказалась опасность, что загорятся территории с большим Чернобыльским следом, то есть зараженные радиацией, которая может распространиться вместе с дымом. Боязнь радиации у людей велика и, понимая угрозу для своего здоровья, они подписывали обращения.

В среднем в год «Гринпис» запускает 20-25 петиционных интернет-кампаний. Четко определенной цели по сбору, скажем, 20, 50 или 100 тысяч подписей нет.

Достаточность определяет инициатор, которому эти голоса нужны для разговора с теми, кто может повлиять на ситуацию.

«Мы не говорим о провальных кампаниях. Провал — это значит, что неправильно был сформулировал посыл, тема оказалась не близка людям. В этом случае, мы думаем, как изменить основной посыл кампании и донести до людей нашу просьбу. В среднем каждую нашу инициативу поддерживает 20-30 тысяч человек», — поясняет Максимова.

В настоящее время успешно идет кампания в поддержку организации раздельного сбора мусора в городах России. «Гринпис» создал специальный сайт a href="https://act.greenpeace.org/ea-action/action?ea.client.id=1863&ea.campaign.id=31588&ea.tracking.id=irecycle">irecycle.ru. На странице проекта посетителей встречает Антон Беляев из группы Therr Maitz. В интерьерах, напоминающих сериал «Элен и ребята», он сочиняет музыку на синтезаторе, выбрасывает листки с неудачными партитурами и пластиковые бутылки из-под воды. Перед маэстро стоят три контейнера для раздельного сбора, в один из которых летит бумага, а в другой пластик.

Цель «Гринпис» — собрать миллион подписей. Пока же собрано около 120 тысяч. Проект длится три года и будет продолжаться дальше.

«У нас есть активисты в регионах, которые подключаются к сбору подписей. Мы не диктуем какие-либо условия. Если им нужно создать петицию на Change.org, они создают и нам это также очень помогает», — комментирует представитель «Гринпис».

В то же время, еще одна крупная «зеленая» организация, Всемирный фонд дикой природы России (WWF России), не видит смысла размещать петиции на общих ресурсах. По словам директора по развитию фонда Дмитрия Буренко, петиции, размещенные на change.org, не дали значимых результатов.

Что же касается сбора подписей под электронными обращениями на сайте WWF России, то здесь успехи очевидны.

«Уже несколько раз в рамках ежегодной акции «Час Земли» Всемирный фонд дикой природы России выходил со значимыми экологическими инициативами. В среднем мы собираем около 100 тысяч подписей. Одной из самых успешных таких акций стал сбор подписей в поддержку законопроекта о защите морей от нефтяного загрязнения в 2012 году. Свои подписи оставили более 120 тысяч человек. В конце 2012 года закон был подписан президентом и с 1 июля 2013-го вступил в силу. В том же году WWF России удалось собрать 130 тысяч подписей за запрет промышленных рубок в защитных лесах. Законопроект был принят к рассмотрению Государственной думой», — отвечает на запрос GЕО Дмитрий Буренко.

По его словам, петиции хороши даже в спорных вопросах. Так, в 2015 году в «Час Земли» дискуссия развернулись вокруг освоения Арктики. Всего было собрано около 80 тысяч подписей под петицией о замораживании экологически опасных проектов в этом регионе. Сам факт создания петиции привлек внимание общественности и СМИ, что стало поводом высказаться в пользу запрета не только экологов, но и экономистов, которые показывают убыточность дорогостоящих арктических проектов.

Все опрошенные GЕО эксперты сходятся во мнении, что сбор подписей в интернете играет важную роль в природоохранных проектах и помогает быстро определить значимость проблемы для граждан, а также донести их мнение до тех, кто принимает решения.

Читайте также на сайте GEO о других «зеленых» проектах онлайн и офлайн. Сгнить с пользой: эко-похороны в США. О чем мечтают в Копенгагене — самой «зеленой» столице Европы? Как деревня на окраине Германии заработала 4,7 миллиона евро на солнце и ветре. Открыть эко-минимаркет за чужой счет: реально ли это?

28.07.2015