Почему столько американцев искренне переживают за судьбы людей, живущих далеко от них? Мировые катаклизмы следуют один за другим, и почему гнев и страх уходят прочь, уступая место милосердию? И что такого привлекательного кроется в обещании дать детям, особенно девочкам, образование?

Есть уголки на планете, где бывали немногие, а уж наладить отношения с жителями удавалось там единицам. Одно из таких мест  — Ваханский коридор, узкая полоса, отделявшая некогда Российскую империю от Британской. Сегодня это территория Афганистана, но ни один режим ее практически не контролировал. Поблизости — недоступные вершины, манящие скалолазов. Два десятка лет назад альпинист из США Грег Мортенсон попал в этих краях в передрягу и с трудом нашел помощь в здешней деревушке. Ее жители спасли американца от гибели — в ответ он пообещал подарить им школу. Мортенсон создал благотворительную организацию — Институт Центральной Азии — и с тех пор возводит школы в этом регионе. Их уже 145. «В некоторых районах Западных Гималаев 20 долларов достаточно, чтобы оплачивать годовое обучение первоклассника, а на 50 тысяч можно построить и оборудовать школьное здание с восемью классами и платить зарплату учителям в течение пяти лет», — пишет автор.

В первой части книги читатель погружается в фантасмагорический мир истерзанного войнами Афганистана: местный властитель, из всех головных уборов предпочитающий синюю шляпу в стиле Дика Трейси; школа, обустроенная в бывшем общественном туалете (дыры в бетоне аккуратно закрыты фанерой); китайские рок-н-роллы из старого советского транзистора в пропахшей дымом палатке... Невыносимая повседневность, в которой стать мертвым куда проще, чем оставаться живым. И все же люди живут там веками, хотят жить лучше — и просят школы. Центральному правительству до них дела нет, а самим средств не хватает. Так говорили Мортенсону. И он верил им — пережившим десятилетия войн: с соседями, разными властями, советскими войсками, с талибами или на стороне талибов, с американцами... Он разделял с афганцами трапезу, пил горячий соленый чай, давал им обещания, а те убеждали, что все идет по плану... Мортенсон в свою очередь убеждал американцев: школы — средство, способное вытащить этих людей из тьмы Средневековья и последствий войны, а главное — поставить заслон радикальному исламу.

Вторая часть книги — рассказ о последствиях землетрясения 2005 года в горах Пакистана и Афганистана, стершего с лица земли много деревень, похоронившего заживо десятки тысяч человек. Рухнули и школы, а у располагавших весьма скудными ресурсами спасателей были более неотложные задачи. За восстановление школ взялся Мортенсон, сумевший с помощью китайских специалистов построить несколько новых, сейсмостойких.

И это была победа: в фонд потекли деньги — даже президент США выделил полмиллиона долларов. geo_icon