Рай земной, отечество искусства и блаженное dolce far niente — такой изображали Италию русские художники в 1820–1850 годах. Итальянской темой в разное время интересовались Кипренский, Брюллов, Венецианов и Александр Иванов. Искусствовед и доцент МГУ Евгений Яйленко рассказывает об «итальянизмах» в русской культуре, «русских римлянах» и путешествующей аристократии.

Как в России воспринимали Италию в первой половине XIX века?
Как край, где все благоприятствует развитию свободных художеств, где сохраняется утраченная остальным человечеством гармония между человеком и природой. Где ничто не препятствует естественному развитию личности. Подобный взгляд не имел, конечно, ничего общего с реальным положением дел в стране, задавленной иноземным гнетом и нуждой.

Почему русские стажеры Академии художеств выбрали именно Италию и ее школу? В чем заключалось их обучение?
Академия традиционно рассматривала Италию как школу, которая сохранила истинное понятие об эстетическом совершенстве произведения. Именно Италия могла завершить образование молодого художника. Там они изучали памятники старого искусства. Посещали мастерские таких современных художников, как неоклассицист Винченцо Камуччини и датский скульптор Бертель Торвальдсен. Само понятие «итальянского жанра» относится к произведениям, объединенным темой показа повседневной жизни итальянцев.

Расскажите об отношениях стажеров с русскими путешественниками. Кто их них посещал Рим?
Обычно художники замыкались в своем кругу, культивируя тем самым богемные нравы, стоящие вне рамок общепринятой морали. Они поддерживали отношения с теми, кто принадлежал к интеллектуальной элите: поэт Батюшков (с ним был близко знаком пейзажист Сильвестр Щедрин), позднее Александр Тургенев, Степан Шевырев, Петр Вяземский, Николай Станкевич и молодой Иван Тургенев, Николай Гоголь. Эти люди осуществляли классический «гран тур» — вояж по Европе с образовательными целями. В Риме они искали общество художников и с их помощью повышали свой интеллектуальный уровень.

Почему именно академисты заинтересовались Италией? Как они ее изображали?
Для художников-академистов Италия была огромным музеем, где сохранились произведения, признанные эталонами художественного совершенства, — антики и работы Рафаэля. В глазах академического начальства Рим был альтернативой Парижу — опасному гнезду смутьянов и вольнодумцев. И пейзажи, и жанровая живопись академистов сохраняли в себе мифологический элемент. Они видели в Италии счастливую Аркадию, а итальянцев считали обитателями Эдема. Это особенно хорошо заметно в жанровых композициях Брюллова. geo_icon