В европейской литературе травелог давно стал практикой культурного освоения пространства. Книга «Беглые взгляды» объединяет эссе и путевые заметки Мандельштама, Максима Горького, рассказ о путешествии Андрея Белого на Кавказ, а также травелоги других авторов XX века. Один из составителей книги, кандидат филологических наук Галина Тиме, рассказывает о «беглости» взглядов русских путешественников, травелогах в СССР и современной России.

Что такое концепция «беглого взгляда»?
В начале двадцатого века литературное путешествие переживает Серебряный век, и взгляд на него кардинально меняется. Он приобретает художественную «беглость»: увиденный образ и написанное слово вступают в конфликт друг с другом — это примета рус­ского модернизма. Кроме того, «беглый взгляд» — это еще и состояние бегства, в которое была ввергнута Россия во время революции. Люди искали пропавших родственников и лучшей доли по всей России. Еще до эмиграции Цветаева, например, написала несколько заметок из путешествия в Крым и в Тамбовскую губернию, которые, по словам Бродского, «продолжили ее поэзию, только другими средствами». Эмиграция сформировала особый тип личности, воспринимавшей изгнание как путешествие.

Какова география русских травелогов того периода?
До революции путешествие в Европу было для русских людей поездкой во «второй дом». В конце ХIX века Гумилев, Андрей Белый и другие писатели заинтересовались странами Африки, Южной Америки и Азии. А после революции эмигранты устремились в Германию, где возник так называемый «русский Берлин». К концу 1920-х годов из-за угрозы фашизма русская эмиграция переместилась в Париж, а затем в Америку. Многие, как Мережковский, ощущали себя за границей не «изгнанниками», а «посланниками», хранителями русской культуры. Именно они оставили наиболее значительные произведения о путешествиях тех лет.

Какие отличительные черты литературных путешествий этого периода можно выделить и как они изменились с тех пор?
До последнего времени русские травелоги прошлого века рассматривались только в контексте литературы. В книге мы собрали их вместе. Это позволяет увидеть общую тенденцию развития жанра в контексте эпохи. В текстах тех лет прослеживается склонность русских умов к духовному странничеству, постоянная потребность в поисках правды и своего места в меняющемся мире. Сейчас «травелогом» становится даже хорошо написанный рекламный текст. Путешествия наших соотечественников за границу редко приобретают столь судьбоносный смысл, как в первые десятилетия прошлого века. geo_icon