Пять тысяч километров по Архангельской и Вологодской областям и 50 часов видео — расстояние, пройденное съемочной группы «Атлантиды», сжалось до 70-минутного фильма-манифеста в защиту погибающего наследия русского Севера. Аналогия с норвежскими ставкирками (древними деревянными церквями) сразу же выявляет удручающую разницу — их, как и северные храмы, можно пересчитать по пальцам. Однако ставкирки находятся под протекцией государства с XIX века и за небольшой срок успели стать национальным символом — тогда как памятники русского деревянного зодчества просто разрушаются без какой-либо государственной поддержки. «Атлантида русского Севера» изначально была задумана для того, чтобы привлечь внимание неравнодушных людей к этой проблеме — на краудфандинговой платформе planeta.ru авторам проекта удалось собрать более полумиллиона рублей на съемки полнометражного фильма. Идея о неразрывной связи церкви и деревни становится фундаментальной в рассказе о культуре Русского Севера. Показанные в фильме как очаги самоорганизации, восстановленные храмы дают надежду и на восстановление жизни вокруг нее. Местные жители уверены — гибель древних храмов равнозначна смертельному приговору всей местной самобытной культуре. Русский Север — не просто набор геолокаций с беззащитными архитектурными памятниками, попадающими на страницы путеводителей. Это обособленная и бравирующая своей независимостью культура, которая сегодня может исчезнуть — только сделать это не так стремительно, как сказочный Китеж, а постепенно уходя в небытие. Одну из «предсмертных» зарисовок сделал художник Иван Билибин — с пепельной колокольней в исчезнувшей деревне Цивозеро уже в начале XX века собирались прощаться. В фильме силуэт шатровой церкви, все еще стоящей посреди чистого поля, появляется как символ стойкости северной культуры, которая неотвратимо стирается из человеческой памяти. О вымирающем и распыляющемся по крупным городам деревенском Севере рассказывают местные старожилы, волонтеры, занимающиеся реставрацией церквей и «новые крестьяне», сознательно отказавшиеся от жизни в городе ради умиротворенного ритма деревни. Перекочевавшие вместе с ними из городского быта в сельский атрибуты — ноутбук и виолончель — совсем не выглядят чужими в старинном северном срубе. Сделанный в цветах Сергея Прокудина-Горского — пионера цветной фотографии, автора пейзажей царской России — фильм насыщен красивыми панорамами и медитативными кадрами, снятыми с высоты птичьего полета. Камера зависает над обветшалыми венцами и звонницами, шагает вдоль монументальных срубов, скользит по старинным фотографиям и ловит деревенских котов. Однако «Атлантиду» надо не только смотреть, но и внимательно слушать — галерея разрушающихся онежских храмов появляется под старинные напевы и этнические мелодии. Расписание сеансов можно посмотреть на официальном сайте «Атлантиды Русского Севера»geo_icon