До сих пор мы поминаем 1913-й как последний год мирного времени. Хотя уже была трагедия «Титаника», шли войны на Балканах и в колониях, но все это — где-то далеко от Центральной Европы.

Немецкий писатель Флориан Иллиес погружает читателя в мир, наблюдающий «неумолимое приближение собственной катастрофы» — как сказано по отношению и к Томасу Манну, ждущему в январе 1913-го провала своей пьесы «Фьоренца», и ко всей Европе. Автор сосредоточивает внимание на писателях, художниках, мыслителях и ученых той эпохи (не забывая, впрочем, и о политиках, которые тогда были еще лишь статистами). Так или иначе эти люди предвидели конец привычного мира.

Кафка, Фрейд, Эрнст Юнгер и Томас Манн, Бурлюк и Каменский, Сталин и Гитлер, Пруст и Юнг — в книге сотни имен. Перед нами помесячная хроника — но это художественное повествование, размышления сегодняшнего человека над мозаикой фактов, имен, образов, попытка поймать дух того времени, на которое пришлись сексуальная революция, мощь пробуждающихся масс, восторги перед прогрессом. Мозаичный способ описания не всем по вкусу, но как иначе передать эту разодранность бытия накануне катастрофы? geo_icon