Премия Кандинского призвана поддерживать и развивать российское современное искусство. В этом году на конкурс поступило рекордное число заявок. Из 385 работ жюри выбрало только 35, среди которых и картины, и скульптуры, и инсталляции. Победителями станут двое участников, они получат призовые 50 тысяч евро.

Французский куратор и художественный критик Николя Буррио в своем манифесте «Альтермодерн. Постмодернизм умер» заявляет, что искусство XXI века должно превратиться в гипертекст – нагромождение образов и культурных знаков, перекодированных художниками на язык своего времени. Пример такого «гипертекста» – проект коллектива AES+Ф «Allegoria Sacra» («Священная аллегория»), который завершил видеотриптих «Последнее восстание» и «Пир Трималхиона».

«Священная аллегория» представляет собой аллюзию на одноименную картину итальянского художника Джованни Беллини, на которой, как думает большинство исследователей, изображено чистилище. В течение сорока минут под музыку Шопена, Чайковского и Вивальди папуасы с боевой раскраской на лицах целуются с инопланетянками, а исламские террористы на инвалидных креслах, апостол Павел с саблей и святой Себастьян томятся в зале ожидания аэропорта. Однако картина Беллини до сих пор не «раскодирована», поэтому интерпретировать «Священную аллегорию» AES+Ф как экранизацию ренессансного шедевра нельзя.

На выставке можно увидеть и проект «Пленэр.Эскиз» группы «Коллектив авторов» о политической немоте, в рамках которого 18 художников на Кремлевской набережной рисовали Кремль белыми красками. А также два внушительных полушария мозга с гектар величиной под названием «Вселенский разум» завсегдатая премии Николая Полисского.

Вся экспозиция является наглядным пособием, которое объясняет, как архаичные образы рифмуются с актуальными приемами современного искусства. Объемные металлические работы Дмитрия Гутова, например, под определенным ракурсом из устрашающей груды искореженных обрезков превращаются в икону Тихвинской Богоматери. Впрочем, роль экспоната сыграл и сам «Ударник», залы и вестибюли которого еще не распрощались с антуражем советского кинотеатра и постперестроечного казино, но уже стали выставочным пространством.

Клип панк-группы Pussy Riot «Богородица, Путина прогони» хотели номинировать на «Проект года», но сочли, что до полноценного художественного высказывания он не дотягивает. Работа не добрала нужного количества баллов у экспертов. В знак протеста фотограф Игорь Мухин, более тридцати лет снимающий богему, арт-группа Electroboutique с интерактивным проектом «Большой говорящий крест» и некоторые другие художники сняли свои кандидатуры с премии.

Кинотеатр «Ударник», до 16 декабря geo_icon