Openspase.ru собрал протестные плакаты, футболки и даже «самоходный нано-танк без пробега по РФ» в Центре дизайна ARTPLAY, где рассказали, почему реформы не греют и что общего у стеганого одеяла с искусством.

Ограждение с надписью «Личности, не толпитесь», транспаранты со словом «выборы», в котором буква «б» заменена на «в», стеганое одеяло в цветочек – «Спальные районы за честные выборы» – все это побывало вместе со своими хозяевами на улицах и площадях Москвы во время декабрьских и февральских митингов.

Но, оказавшись в выставочном зале, нарисованный от руки Владимир Чуров в образе Гарри Поттера и белый мишка, которого «не греют реформы», шагнули с улицы в сферу искусства – строго индивидуальную, очень личную и даже немного интимную. Искусство – удел одиночек, и в этом оно чуждо логике массового протеста, требующей шагать дружно в ногу. Поэтому «визитной карточкой» выставки в ARTPLAY стоило, пожалуй, сделать не плакат «Вы нас даже не представляете» петербургского поэта Павла Арсеньева, а слегка потрепанную футболку с надписью «Если Россия такая единая, то почему я такой одинокий?».

Еще при входе в выставочный зал возникает резонный вопрос – а можно ли называть искусством гирлянду из презервативов (отсылку к реплике премьера, который сравнил белые ленточки митингующих со "средствами контрацепции") ? Конечно, увеличенная и растиражированная пачка из-под сигарет с надписью «Едро убивает» имеет мало общего с розовощекими купальщицами Ренуара. Но история помнит и Эмиля Золя с его письмом президенту Франции Феликсу Фору «Я обвиняю», и «Свободу на баррикадах» Делакруа. К тому же выставленные в ARTPLAY сюрреалистические водопроводные краны с головами кандидатов в президенты и подписью «Тут не краны, а систему менять надо» могли бы составить конкуренцию Рене Магритту.

Московские митинги не похожи ни на Великую французскую революцию, ни на студенческие волнения 1968-го года в Европе. Они превратились в один сплошной творческий акт, веселый, динамичный и в чем-то даже похожий на университетский капустник. Но те, кто переиначивает пушкинское «Властитель слабый и лукавый…» на плакатах с портретом того-кого-нельзя-называть, не учиняют бунтов и не делают революций. Эти люди говорят с властью на чуждом ей языке искусства и протестуют под пацифистским лозунгом «Хотим жить дружно».

Плакат в России – не просто кусок бумаги на палке. Когда-то карикатуры «Окон РОСТА» пропагандировали официальную власть. Сегодня их методы используют как средство борьбы с ней. Выставка в ARTPLAY, по сути, первая попытка показать, что протестное движение вышло за рамки уличного политиканства. На нее стоит сходить хотя бы для того, чтобы узнать, что геи и лесбиянки против «жуликов и воров», а бандерлоги – за отмену закона джунглей. geo_icon