Исторической основой для выставки стали пять путешествий, которые совершили японские дипломаты в промежуток между 1860 и 1867 годами. Статус первооткрывателей японцы получили вынужденно: американская интервенция 1853 года во главе с коммодором Перри нарушило курс на изоляционизм, которому японские правители из династии Токугава настойчиво следовали на протяжении двух столетий.

Столкновение с Западом поставило японцев перед фактом: для развития страны необходим модернизационный рывок. И без достижений западной цивилизации им вряд ли обойтись. За исследование европейского опыта — паровозов, электричества и даже фотоателье — принялись японские дипломаты, принадлежавшие к военному сословию самураев.

Постановочные портреты, сделанные в фотоателье Европы и США, документальная хроника приема японцев в Нью-Йорке, иллюстрации из парижских газет с изображением Акитаке Токугавы, младшего брата японского сёгуна — в центре Люмьер собрали около ста драгоценных артефактов, рассказывающих историю непростого и болезненного установления контакта между стремительно развивающимся Западом и отстающей Японией.

Черно-белые портреты из парижского фотоателье Надара — это не только фотоматериал антропологических изысканий европейцев, знакомых с японской культурой преимущественно благодаря докладам немногочисленных голландских купцов. Это также и документально зафиксированный момент перед принятием важнейшего решения: остаться верными феодальной политике Сакоку или совершить неизбежный модернизационный скачок.

«Последние самураи»
Центр фотографии имени братьев Люмьер;
Москва, Болотная набережная, дом 3, строение 1;
До 15 ноября. geo_icon