В «Бродильном цехе» московского «Винзавода» в рамках параллельного проекта Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» открылась выставка Игоря Старкова и Дарьи Андреевой «Вдоль Беломорско-Балтийского канала».

Канал - один из самых масштабных сталинских проектов. Во-первых, это грандиозная транспортная магистраль: 227 километров, 19 шлюзов. Во-вторых, выразительный памятник преступлениям режима.  Беломорско-Балтийский канал прокладывали силами заключенных, десятки тысяч которых закопаны по берегам. Именно здесь отрабатывались технологии управления бесплатным человеческим ресурсом, которые легли в основу работы лагерей ГУЛАГа. Удивительно, но при таком размахе канал по-настоящему отсняли всего единожды - в 1933 году Александр Родченко опубликовал образцовый идеологически выдержанный  фоторепортаж о «стройке века». Смелые ракурсы, призванные подчеркнуть размеры конструкций. Общие планы, где видны сотни копошащихся рабочих.

Ни один из приемов классика Старков и Андреева не стали брать на вооружение - их работы подчеркнуто плоские и вызывающе бесцветные. Сложная архитектура и гигантские механизмы, которые так завораживали конструктивиста Родченко, остались вообще за кадром. Ключевое слово в названии проекта - «вдоль». Магистраль от моря до моря интересовала авторов меньше, чем то, что на нее нанизано. Вросшие в землю бараки посреди поля. Остов машины-«инвалидки». Мраморный сталинский барельеф с лыжниками на облупленной стене подъезда.

Жанр, в котором работает Игорь Старков, сам он характеризует как «концептуальную фотодокументалистику». Пройдя достаточно длинный путь репортажного фотографа (в этом качестве Старков сотрудничал, к примеру, с «Афишей» и «Большим городом»),  в собственных проектах он смело переступает границы жанра. Поэтому снимки, сделанные среднеформатным «Роллейфлексом», чередуются с отсканированными этикетками от консервных банок из-под мойвы или сельди. Рядом - страницы из каталога товаров, изготовленных руками уже нынешних заключенных: деревянные половники, дверные ручки и табуреты, отснятые тюремным фотографом на ядовито-голубом фоне. Наконец, Старков и Андреева попросили молодых людей из поселка Пиндуши поделиться картинками из интернета, которые те закачивают себе в мобильники.  Ктулху в нацистской форме и бронзовый череп Терминатора со светящимися красным глазницами - тоже, как-никак, часть визуальной среды, в который погружены люди, живущие по берегам канала. Дополняет фотографический ряд кинофильм Дарьи Андреевой.

Выставка не ставит целью развлечь зрителя или, того хуже, обаять его видами Севера. Здесь нужно рассматривать и сопоставлять, анализировать и много думать – и в этом вся соль проекта. Одна из заявленных Старковым задач – научить зрителя читать изображение. А «Вдоль Беломорско-Балтийского канала» – отличное упражнение в медленном чтении.

Москва, Центр современного искусства “Винзавод”, 4-й Сыромятнический переулок,1, строение 6, Бродильный цех. Выставка продлится до 2 августа.  geo_icon