Как узнать культурные, бытовые и гастрономические пристрастия людей, умерших почти две тысячи лет назад? В Государственном музее Востока считают, что для начала нужно изучить их представления о смерти. Для жителей древнего Тилоса — современного королевства Бахрейн в Персидском заливе, например, смерть была не завершением земного пути, а всего-навсего хлопотным переездом «за пределы жизни».

Выставка, посвященная погребальным обрядам бахрейнцев периода Тилос, встречает посетителей внушительным деревянным гробом I века нашей эры, который окружают керамические курильницы, украшения из золота и слоновой кости и терракотовые статуэтки. Больше двухсот экспонатов, найденных в некрополях Бахрейна, только усиливают впечатление, что находишься не в выставочном зале, а в разоренной гробнице.

Бахрейнцы считали, что негоже представать перед богами в изношенном халате. Поэтому своих мертвецов они облачали в лучшие одежды и украшали полудрагоценными камнями, а глаза и рот покрывали золотыми пластинами. Вместе с хозяином в могилу отправлялись шпильки для волос и зеркала, специальные мази и благовония, а также посуда из алебастра и изделия из стекла. Словом, все, чем покойный пользовался при жизни. Кроме того, умершего вдоволь снабжали едой и питьем, чтобы поддержать его силы в нелегком путешествии.

Уже в первом веке нашей эры возле подбородка покойного бахрейнцы клали небольшую монетку — плату «за переправу» перевозчику душ Харону. Этот ритуал они позаимствовали у древних греков. Нередко рядом с телом находилось оружие для самозащиты, а также масляные лампы, освещающие погруженную во тьму дорогу в загробный мир. Все это говорит о том, что о мертвых на Бахрейне заботились не меньше, чем о живых, и таким образом лишали смерть ее метафизического содержания.

Помимо содержимого некрополей на выставке можно увидеть надгробные стелы с изображениями умерших, выполненные в стиле «непеш». За пять веков существования Тилоса эта техника от весьма условного изображения человеческой души развилась до рельефных портретов.

Существует мнение, что древний Бахрейн был одним из тех благодатных для захоронения мест, куда нарочно свозили умерших в расчете на привилегии в будущей жизни. Не случайно в третьем тысячелетии до нашей эры шумеры и вавилоняне всерьез полагали, что на острове располагается библейский Эдем.

 

Государственный музей искусства народов Востока.
Никитский бульвар, дом 12А.
Часы работы: ежедневно (кроме четверга) с 11:00 до 20:00.
Выставка продлится до 3 февраля. geo_icon