Первый свой фильм Стенли Кубрик снял в 1951 году, а первую фотографию продал журналу Look шестью годами раньше, в 17-летнем возрасте. Прежде чем стать знаменитым режиссером, Кубрик подрабатывал фоторепортером – именно там он научился работать со светом и подглядел героев для своих будущих фильмов. Выставку его снимков можно увидеть в Московском доме фотографии с 18 ноября 2011 года по 29 января 2012 года.

Штатным фотокорреспондентом журнала Look Кубрик стал в 1946 году и за пять с небольшим лет успел отснять несколько десятков тысяч кадров. Героем его репортажей  мог стать кто угодно: дети на улицах, циркачи, боксеры, восходящие кинозвезды. Однако очень скоро Кубрик от жанровой съемки переходит к постановочной. Теперь люди на его фотографиях – те же случайные прохожие, которых Кубрик - очень по-режиссерски - пригласил попозировать.

Среди первых моделей Кубрика - 11-летний чистильщик обуви Микки, который подрабатывал на улицах Манхэттена. Из фотографии ожидающего клиентов мальчика вырастает длинная фотоистория: Микки дома с девятью младшими братьями и сестрами, в спортзале занимается боксом, на крыше ухаживает за домашними голубями и играет с друзьями в одном из дворов нижнего Ист-Сайда.

Несколько десятков лет никто, включая самого Кубрика, не мог сказать, где находится архив его фотографий, опубликованных в Look. До тех пор, пока недавно их не нашел искусствовед Райнер Кроне. Оказалось, что они уже давно были проданы журналом в Библиотеку Конгресса штата Огайо, где их мог посмотреть любой желающий. Два года ушло на сканирование снимков, и еще несколько месяцев на подготовку выставки – фотографии уже показали в Париже, Кельне, Берлине, а теперь привезли и в Москву.

«То, что мы видим на работах Кубрика – это лишь половина истории. Все самое важное остается за кадром, - рассказывает Ольга Свиблова, директор МДФ. – Мы должны сами додумывать, как живет герой и что он, например, делал за пять минут до съемки. Но более всего удивительно то, как Кубрик умело работал со светом, не имея при этом никакого специального оборудования».

Один из центральных его репортажей - серия «Диалоги с тенями», сделанная в конце 1940-х годов. Равноправные герои этих снимков - актеры на сцене и тени, которые их окружают. На кого упал луч софита за кадром уже не так важно.

Занятия фотографией для будущего режиссера не прошли даром - сюжеты фоторепортажей легли в основу его фильмов. Кубрик, который долгое время снимал для журнала боксеров-знаменитостей - к примеру, Рокки Грациано и Уолтера Картье - первый свой фильм «День схватки» посвятил именно боксу. geo_icon