«Фотографируя, например, токаря, многие репортеры поступают так: заставляют токаря остановить станок, взять в руки деталь, штангенциркуль и застыть перед объективом с напряженным выражением лица», — спрятанный за стеклом алгоритм съемки из «Советского фото» звучит как неправильная экспликация к выставке PROЗавод. В Центре фотографии имени братьев Люмьер собрали индустриальный фотоочерк — 170 ярких фотографий на отрезке от авангардных двадцатых до тихо угасающих двухтысячных.

Снимки тридцатых годов — и втиснувшихся в них первых пятилеток — демонстрируют закономерную мощь. Турбинный зал Днепрогэс выглядит как идеальное пространство, где отсутствие рабочих размывает масштаб и нарушает самодостаточность машин. Намеренная дегуманизация и обезличивание как прием присутствует в хрестоматийной серии Марка Маркова-Гринберга «Уголь и розы». Профиль донбасского ударника Никиты Изотова — не совсем портрет, и едва отличимым от условной скульптуры на станции «Площадь революции» его делает, пожалуй, только щетина в угольной пыли.

К теме индустриальных достижений возвращаются уже в послевоенной фотографии. Обыкновенный атрибут завода времен пятилетки появляется на снимке Аркадия Шайхета — гигантский циферблат со стрелками «план» и «фактическое выполнение», где вторая всегда по закону жанра опережает первую. Шайхет ловит и сдержанное ликование конструкторов «Победы» во главе с Андреем Липгартом, послушно окруживших макет машины размером с небольшой чемодан.

Напряженную агитацию сменяет спокойная лирика. Утомленные пролетарии, сидящие в увитой плетистыми розами беседке на фоне труб Оренбургского газоперерабатывающего завода — снимок Алексея Гостева соединяет «физическое» и «лирическое». Та же примирительная интонация и на фотографиях Юрия Транквилицкого: художники на стройке Братской Гэс, у которых пленеры проходят на фоне реакторов и труб.

Портреты рабочих в широкополых шляпах и с искривленными скребком и метлой скорее напоминают мрачное инопланетное Средневековье, чем заурядный советский комбинат. Такое искажение можно обнаружить в снимках «ТРИВЫ» — официального фотообъединения Кузнецкого металлургического комбината. Основной принцип «ТРИВЫ» — не приукрашивать событие, а погружаться в него — сформулировали Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов. И смогли продержаться с ним на заводе несколько месяцев. После участия группы в зарубежных выставках администрация КМК заменила весь творческий состав кинофотолаборатории.

Тема социальной фотографии 80-х годов продолжается концептуальной серией Владимира Жарова. В «Производстве» он подчеркивает безличность: пустующая доска почета, разложенное на столе домино без игроков, размытый портрет на фоне четкой эмблемы серпа и молота с надписью «Слава труду».

История о стремительно движущейся к нулю работоспособности отечественных заводов заканчивается на снимках двухтысячных. Серия Дениса Тарасова об «Уралмаше» выглядит как панихида по славному прошлому. Вместо людей и машин действующими лицами стали «фрески» местного художника-оформителя Геннадия Власова. На шкафах для инструментов вместо облупившейся краски и ржавчины появились идиллические сценки — дымящиеся котелки на берегу и пришвартованная неподалеку лодочка, черноволосая комсомолка с коромыслом.

Центр фотографии имени братьев Люмьер;
Москва, Болотная набережная, 3, строение 1;
Часы работы: вторник-четверг с 12:00 до 21:00, выходные — с 12:00 до 22:00;
Выставка продлится до 1 марта 2015 года. geo_icon