Бельгиец Вим Дельвуа скромно занял весь музей — его выставка «Мимикрия» состоит из объектов, стихийно разбросанных по всей основной экспозиции. Случайного здесь, конечного нет: стратегия Дельвуа с его искаженными цитатами тщательно продуманна. Выдергивание какой-нибудь классической статуи и ее метаморфозы приводят к тому, что в зале с микеланджеловским «Связанным рабом» появляется вихреобразная «Пьета». И если figura serpentinata — любимый прием итальянских мастеров XVI века — требовала мастерства и чудесных навыков, то Дельвуа нужен только 3D-принтер и немного иронии. Так с помощью стереолитографии для выставки в Москве Дельвуа сделал два скрученных бюста фавориток, которые заменили скульптуры Жана-Батиста Лемуана — мастера рококо и главного художника Людовика XV.

На общепопулярном маршруте через амфоры и дельфтский фарфор Дельвуа проложил свою версию, больше похожую на виртуальный квест, чем на традиционную экскурсию. Спрятанные в плотно набитых классическими экспонатами залах, сюрпризы Дельвуа становятся чем-то вроде пасхальных яиц — они рассчитаны и на тех, кто легко угадает «Грозящего амура» Фальконе в искаженной золотой спирали, и на тех, кому совершенно не знакомы рокайльные мотивы. Эрудиция здесь уступает исследовательскому энтузиазму: даже если вы прежде никогда не видели прототип завернутого в «кубок наутилус» собора, при определенном упрямстве обязательно найдете его среди голландских натюрмортов.

Никакого официального гида по выставке, разумеется, нет — помочь может только небольшая карта, на которой отмечены залы, пораженные мимикрией. Рассчитывать можно только на собственную чуткость. Готический собор, закрученный в самосвал, вряд ли останется незамеченным, а миниатюрные золотые coccux duplex среди хрупких гальванокопических статуэток легко можно упустить. Боковое зрение — главный ресурс скучающих гостей музея — здесь может очень даже подвести, и вы рассеянно пройдете мимо гербов у гробницы Випрехта фон Дойча, которые на самом деле представляют расписанные гладильные доски.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина;
Москва, Волхонка, 12;
Время работы: с 11:00 до 20:00, четверг — с 11:00 до 21:00 , понедельник — выходной;
Выставка открыта до 7 сентября. geo_icon