Наглядное пособие по истории искусств послевоенной Германии составили кураторы Матиас Флюгге и Маттиас Винцен — их передвижная выставка, впервые прошедшая в Центре искусств и медиа-технологий в немецком Карлсруэ, добралась до Москвы.

Первый и безусловный герой проекта — Ханна Хёх, которая со своими коллажами по умолчанию попадает в любой учебник по дизайну — открывает экспозицию вместе с рисунками Вольса. Как исконный сюрреалист, Вольс придумывал своим картинам не названия, а целые лингвистические формулы —- наподобие «Дама, увенчанная рыбой, которая охотится за креветкой».

После графики дадаистов следует радикальный «набор преодоления» Йозефа Бойса — бутылочка горчицы и незыблемая «Критика чистого разума» — с угрожающим заглавием «Работаю без выходных». Дробление на «до» и «после» в отношении немецкого искусства двадцатого века не просто справедливо — без него не обойтись, когда речь идет о послевоенном контркультурном импульсе, создавшем Зигмара Польке, Ребекку Хорн, Дитера Рота и других. Польке превращает черно-белую фотографию в обыкновенную раскраску, Роземари Треккель делает из вязальной спицы главное оружие феминизма, а Дитер Рот изготовляет «Литературную колбасу» из обрывков романа Макса Фриша.

Маршрут от дадаистских коллажей Ханны Хёх до визуального письма Йоринды Фогт выстроен кураторами по эталонному западному образцу. Пока в ФРГ орудовали феминистки и «Флюксус», рождались и умирали перформансы, в Восточной Германии занимались фотографией. Знаменитую берлинскую фотошколу Осткройц («Восточный крест») — на самом деле эталонно западную — основала Сибилле Бергман. Ее серия «Памятник» о монументе Марксу и Энгельсу становится в свою очередь свидетельством крушения социализма. Фотофиксация в обратную сторону — от цельных статуй до деревянных каркасов — рассказывает историю никому не нужных вождей, уцелевших по какому-то недоразумению.

Документальные фотографии на этой выставке вообще очень традиционны и, кажется, выбраны как обезболивающее для тех, кому не по душе придется заяц из кроличьего помета Дитера Рота или скульптуры Томаса Шютте. Каталоги помещений Кандиды Хёфер с их детализированностью и выверенностью, индустриальные фоточертежи Бернда и Хиллы Бехер и хрестоматийный поцелуй Брежнева и Хоннекера относительно легко усваиваются среднестатистическим зрителем, в отличие от радикальных экспериментов «Флюксуса» и «Новых диких».

«Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день»;
Московский музей современного искусства;
Москва, улица Петровка, 25;
Часы работы: понедельник-воскресенье — с 12:00 до 20:00, четверг — с 13:00 до 21:00, третий понедельник месяца — выходной;
Выставка продлится до 7 сентября. geo_icon