1300 небольших божков послушно расположились перед монитором, чтобы вспомнить историю собственного краха. Азартная лихорадка 1980-х на острове Тайвань породила целое поколение богов-«неудачников». Сначала от талисманов ждали указаний на выигрышные номера, а в случае неуспеха отдавали в специальные приюты или просто выкидывали. Пэн Хунчжи в своей инсталляции «Приют богов» рассказывает о целом поколении китайских интеллектуалов, для которых адаптация к новым реалиям была так же болезненна.

Гигантские фигуры из киндер-сюрпризов, разбросанные по всему Китаю и за его пределами; осколки фарфоровых деревьев; скучающая в обществе утюгов, магнитол и комбайнеров провинциалка — западный капитализм и пятитысячелетние традиции вместе представляют собой китайское искусство. Кажется, одновременно отторгающее и принимающее Запад. Страх перед экспансией оформился в показанный на Венецианской биеннале видео-спектакль Чзана Лэйми: дети и взрослые устало поют «Хеппи Бездей» на мандаринском наречии. Альтернативную трактовку западных ценностей можно увидеть в работе Чжао Сюэбина — поэтическом оммаже Центральному парку, одному из символов Нью-Йорка.

Коллекцию DSL собирают Доминик и Сильван Леви, французские коллекционеры, которые одними из первых начали покупать и продвигать современное китайское искусство. Вместо тиражирования каталогов для постоянно обновляющейся коллекции супруги Леви создали виртуальный музей. Дрейфущие по всему миру экспозиции, в том числе и нынешняя московская, по сути, представляют из себя материальное доказательство — и утешение для тех, кому реальный контакт все равно важнее виртуального.

Еврейский музей и центр толерантности;
Москва, улица Образцова, д. 11, стр. 1А;
Время работы: воскресенье — четверг с 12:00 до 22:00; пятница — с 10:00 до 15:00; суббота и еврейские праздники — выходной;
До 11 января 2015 года. geo_icon