Шестидесятилетний Володя страдает ДЦП и с детства кочует из одного дома-интерната в другой. С таким диагнозом не живут так долго, поэтому все его друзья-инвалиды давно умерли. Но он улыбается, задувает свечи на именинном пироге и, кажется, не унывает. Рядом с серией снимков «Володя» из Климовского дома-интерната Сергея Конюхова висят фотографии традиционных для выставки «Меньшинства» трансвеститов, лесбийской коммуны в Москве и бомжа Василия.

Первая выставка победителей конкурса «Меньшинства-2012», главное условие которого  отсутствие постановочных кадров, прошла в октябре. Там можно было увидеть фото-историю одного из последних ветеранов в селе Ратницкое Марии Алексеевой, серию снимков «Семья особого ребенка» Веры Филипповой и фотографии радостных гастарбайтеров из Таджикистана, сделанные Мариной Маковецкой в поезде «Москва-Душанбе»  по дороге домой.

Но снимков девяти победителей для раскрытия темы оказалось мало. На вторую выставку в FOTODOC попали работы, не получившие призовых мест.

Что же такое меньшинство? Люди с нетрадиционной ориентацией? Надоедливые гости столицы из Центральной Азии? Помятый бомж Василий с припухшими веками, который бредет от помойки к помойке в поисках «ценных вещей», чтобы скопить денег и перебраться в Америку к дочери и внуку? Или девушка Маша, прикованная к инвалидной коляске после автокатастрофы?

В Центре документальной фотографии FOTODOC считают, что меньшинство – это «группа людей, объединенных каким-либо физическими или культурными свойствами, отличающими их от окружающих». И далее: «Эти особенности делают представителей меньшинства уязвимыми».

Чтобы преодолеть уязвимость меньшинств, считают организаторы выставки, нужно преодолеть изоляцию. Но превращая медицинский диагноз в выставочный экспонат, мы признаем, что меньшинство  это другие. Ведь дети-аутисты из серии фотографий «Особая грань реальности» Алексея Сивкова «никогда не пойдут в школу», а пациенты психоневрологического интерната «проживут там всю свою жизнь» (фото-история «Другая жизнь» Игоря Лагунова). Таким образом, выставка превратилась в наглядную историю изоляции и инакости.

Фотографии из серии о национальных и религиозных меньшинствах позже станут темой третьей выставки конкурса, который судили фотографы Игорь Гаврилов, Юрий Козырев, Сергей Максимишин, директор Школы визуальных искусств Наталья Ударцева и издатель Леонид Гусев.

Центр документальной фотографии FOTODOC, до 13 декабря geo_icon