«Пауки» и «костотрясы», детские и взрослые, мужские и женские, спортивные и городские, деревянные, пластиковые и железные, складные и малогабаритные, с колясками и прицепами, моноциклы, трициклы и тандемы. На выставке «Изобретая велосипед» представлено около 70 старинных и современных транспортных «аппаратов», которые приводятся в действие с помощью силы человека.

Самый «пожилой» экспонат — деревянная «лауфмашина» (беговая машина), сделанная в 1817 году бароном Карлом фон Дрезем. Это конструкция с двумя колесами могла развивать скорость до 14,5 километров в час. Но педалей у нее было, наездник должен был отталкиваться ногами от земли.

В 1867 году во Франции появились первые велосипеды с педалями, и понеслось: велоклубы для аристократов, веловечеринки, велопресса, футбол на велосипедах. Но в конце века на рынок поступили машины и велосипед стал не предметом роскоши, а транспортом курьеров, почтальонов и фонарщиков.

Во время Первой мировой войны российской армии нужны были велосипеды, которые было бы легко нести на себе в труднопроходимых местах. Так появился складной велосипед, который российские солдаты носили за спиной, его можно было сложить за 10 секунд. Велосипед стал хорошим боевым товарищем для разведчиков: в отличие от тарахтящего мотоцикла, вел себя тихо.

Во время Второй мировой американцы сбрасывали своих десантников с парашютом и обязательно со складным велосипедом. Появились велоприцепы для перевозки раненых и велосумки для оружия. По некоторым данным, немцы изъяли у голландцев два миллиона велосипедов для нужд своей армии. Поэтому голландские футбольные болельщики до сих пор иногда кричат на матчах с немцами: «Верните наши велосипеды».

Топливный кризис 1973 года, когда цены на нефть выросли в четыре раза, означал начало нового велосипедного бума. Сегодня среднестатистический датчанин проезжает на велосипеде в год 893 километра. В Мюнхене проложено 1200 километров велодорожек, а студентам некоторых шведских вузов бесплатно выдают двухколесного друга на все время обучения.

На выставке можно увидеть «агрегат», который дал жизнь известному ругательству «конь педальный», советский велосипед 50-х годов с коляской для перевозки детей, железный велосипед, созданный в Российской империи кустарным способом, и много других «байков».

 

ВВЦ, павильон 230.
Москва, улица проспект Мира, 119, строение 230.
С 11.00 до 20.00, понедельник — выходной.
Выставка продлится до 20 сентября. geo_icon