«Лицом» выставки стала терракотовая статуэтка богини с «локонами Хатор» — пышными каштановыми спиралями, которые часто можно встретить в изображениях одноименной египетской богини. У чернобровой киприотки есть только один изъян — отсутствует правая рука. Исследователи предполагают, что изначально дама держала цветок, или, согласно более солидной формулировке, осуществляла жест адорации — почитания богов.

Превратиться ненадолго в адоранта и выразить свое уважение реставраторам может каждый посетитель выставки. Скрупулезно в течение 12 лет ученые возвращали уцелевшим древностям презентабельный вид. Большую часть экспонатов кипрской коллекции привезли в Москву из Берлина еще после Второй мировой войны. Спекшиеся в пожаре и забрызганные смолой керамические осколки, среди которых сложно было увидеть произведения искусства, все это время находились в фонде музея. В его собственности также оказались предметы из трех частных коллекций: археолога Уварова, востоковеда Голенищева и советского посла на Кипре Ермошина. Сейчас музею принадлежит около 900 объектов, 350 из которых показывают на нынешней выставке.

Оформленная в виде острова витрина с живучей керамикой иронично расположена в Олимпийском зале, где традиционно выставляются слепки с греческих классических скульптур. Непростые экономические отношения колонии и метрополии — Кипра и Микенской Греции — привели к тому, что самобытная архаика уступила более динамичному и простому стилю. Трагическую историю унификации можно проследить на примере ваз, представленных на выставке. Вместо концентрических кругов, пришедших в кипрскую вазопись с Востока, на сосудах появляются более выверенные геометрические узоры аттической керамики.

О самобытности островной культуры никто всерьез не задумывался вплоть до XIX века. Первые масштабные раскопки на Кипре начались во время общеевропейской археологической эпидемии. Ими руководил немец Макс Онефальш-Рихтер, который большую часть находок продавал в Германию и Англию, музеям или частным коллекционерам. Он же составил первый «каталог» по следам кипрских экспедиций, с подробными схемами и рисунками древних рощ «теменосов» и найденных там ритуальных предметов. Все примеры интенсивного богопоклонения киприотов легко найти на экспозиции: храмовых мальчиков, жертвенные сосуды «ритоны» и настоящие толпы «адорантов», которых по истечению срока годности бережно складывали в специальные ямы — «ботросы».

ГМИИ имени А.С. Пушкина;
Москва, Волхонка, 12;
Время работы: с 11:00 до 20:00; четверг — с 11:00 до 21:00; понедельник — выходной;
Выставка продлится до 11 января 2015 года. geo_icon