Символичное название выставки «Девяносто девять имен Всевышнего» восходит к изречению пророка Мухаммеда: «Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен – сто без одного, и тот, кто исчислит их, войдет в рай». Чтобы приоткрыть врата рая для простых посетителей, ГМИИ имени Пушкина представляет традиционный молитвенный ковер ХVI века, на котором изображен силуэт Аллаха и вышито девяносто девять его имен, древние рукописи Корана, а также свадебную утварь и прочие произведения мастеров из Сирии, Ирака, Ирана, Малой и Средней Азии.

В истории искусства исламского мира, как и в древнерусском, принято выделять домонгольский, монгольский (время Чингисидов) и послемонгольский периоды. В силу пристального внимания мусульманской культуры к священным текстам роль основного вида искусства взяла на себя каллиграфия, которая, правда, может оказаться лишь замысловатым орнаментом на свадебном покрывале или ковре.

Редчайшим экспонатом послемонгольского периода являются одиннадцать листов из иранской рукописи Корана 1430–1440 годов, где священный текст выведен на цветной бумаге по соседству с изображениями, выполненными золотым крапом, а также рукопись из манускрипта «Четки праведных» персидско-таджикского поэта и философа Джами с живописными миниатюрами.

Но мусульманские художники изображают не столько форму, сколько сущность вещей. Поэтому на иллюстрациях к поэмам персидского поэта Фирдоуси, расшитых золотыми нитями коврах и расписных керамических чашах черноволосые прелестницы и антропоморфные чудища будут лишь символическими образами. Фигуративное изображение и бога, и человека трактуется в исламе как акт идолопоклонничества и грех против Аллаха.

Ремесла считаются в исламском мире высоким искусством. Поэтому изготовленная в начале XIV века в Сирии многослойная чаша из стекла и золотой фольги с надписью «Власть принадлежит Богу», бронзовая курильница из Ирана или серебряное блюдо из Анатолии ценятся не меньше священных текстов. Следом можно увидеть необъятный женский погребальный халат конца ХIII-XIV веков, расшитый золотыми нитями и мехом, а также идеально сохранившийся головной убор замужней женщины из златотканого шелка.

Государственный музей имени Пушкина, Отдел личных коллекций.
Улица Волхонка, 12 (метро Кропоткинская).
Часы работы: ежедневно (кроме понедельника) с 10:00 до 19:00.
Выставка продлится до 26 мая
geo_icon