Новости партнеров


GEO приглашает

Бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на посещение городских достопримечательностей —  карта Jerusalem City Pass сэкономит вам время и деньги


GEO рекомендует

Бренд Röndell дополнил ассортимент посуды из нержавеющей стали эргономичным набором  Savvy - RDS-940


Новости партнеров

10 лучших граффити на выставке Бэнкси в Москве

До 2 сентября в «Центральном доме художника» проходит выставка самого загадочного художника современности — Бэнкси. GEO проводит экскурсию по главным объектам экспозиции
текст: GEO Россия

Десять фунтов принцессы Дианы

В августе 2004 Бэнкси решил напечатать миллион поддельных купюр и разбросать их на карнавале Ноттинг хилл. Портрет Королевы Елизаветы II художник заменил изображением принцессы Дианы, а вместо «Банк Англии» написал «Бэнкси Англии». На банкнотах с одной стороны красовалась фраза «Я обещаю выплатить по требованию заявителя номинальную стоимость купюры», а на оборотной под портретом Чарльза Дарвина — «Не доверяй никому». Часть из этого миллиона Бэнкси выбросил в толпу. Каково же было удивление художника, когда люди стали расплачиваться этими деньгами в магазинах. И тут Бэнкси понял: он напечатал фальшивки! После этого случая художник перестал разбрасывать купюры. Его акция показала, что большинство людей не добросовестны. Эти «деньги» достались им легко — они буквально падали с неба, и даже зная, что эти «фантики» стоят ровно столько, сколько купюры из Монополии, люди расплачивались ими.

Но надо было что-то делать с остатком купюр. Тогда Бэнкси совместно с организацией Пест Контрол, которая подтверждает подлинность его работ, выпустили Сертификат Подлинности, на который приклеена половина купюры леди Ди. Его получают все покупатели работ художника. Другая половина купюры остается у Пест Контрол.

В продолжение темы, обратите внимание на фото работы Бэнкси в Фаррингтоне, в которой он еще раз обыграл тему с купюрами и нарисовал банкомат, выдающий десятки с Леди Ди. Купюры, конечно же, очень быстро исчезли со стены. В 2007 году он решил добавить изображение девочки, которую схватила механическая рука и затягивает в банкомат — возмущение тем, что наше будущее зависит от денег и банков, а также тем, что чем дальше, тем больше мы становимся рабами автоматизации. После того, как часть изображения была закрашена двумя белыми полосами, ее закрыли защитным стеклом. Пока ее еще можно увидеть в Лондоне на Розбери Авеню.

 

Смейтесь сейчас

Первое граффити «Смейтесь сейчас» было нарисовано в 2000. Это одна из немногих работ Бэнкси, сделанных на заказ. На рисунке, выполненном для ночного клуба в Брайтоне, изображена унылая обезьяна с объявлением «Смейтесь сейчас, но однажды мы будем за все в ответе». На своей первой персональной выставке «Экзистенcилизм» в Лос-Анжелесе Бэнкси уже развивал эту тему. Только тогда приматы несли другие лозунги: «соврать копу никогда не плохо» и «будь собой». Одну работу из этой серии в 2008-м купили за 500 тысяч долларов.

С этого момента в своем творчестве Бэнкси активно использует образ обезьян. Они — его излюбленные персонажи, наравне с крысами. После публикации «Теории эволюции» Чарльза Дарвина в середине 1800-х годов, человечество не раз пыталось дистанцироваться от своих ближайших родственников. Люди высмеивают обезьян, как глупых дикарей, усердно обучают их выполнению унизительных трюков. В сознании большинства обезьяны ассоциируются с воющими бабуинами, агрессивными монстрами и хитрыми воришками.
 Граффити так же, как обезьян, унижают и высмеивают, считая эту форму искусства дикой и нецивилизованной, а людей, создающих их — бесталанными. Бэнкси доказывает: уличное искусство — одно из самых мощных и эффективных средств художественного выражения в современном обществе. «Я по-прежнему считаю, что театр потерял свой смысл после появления телевидения, фотография, по сути, убила живопись, но граффити гордо устояло», — говорит художник.

 

Хорошего дня

Работа «Хорошего дня» входит в раннюю серию принтов. На ней изображено два ряда вооруженных солдат, а в центре расположен танк. Солдаты находятся так близко к переднему плану, что кажется, будто войско движется прямо на вас. Вся композиция выполнена в серо-черной гамме, только лица выбиваются из общей картины, потому что Бэнкси заменил их на смайлик.

Лаконичные улыбки — эти солдаты готовы к подрывной деятельности — и с удовольствием предвкушают ее. Бэнкси не скрывает: он не приемлет милитаризм и современную колонизацию стран. С одной стороны, у колонизаторов вроде благие цели — защищать мирное население, но при этом править этими людьми будут представители других стран, с совершенно иным мировоззрением и культурой.

Контраст между названием работы и ее содержанием кажется нелепым? Но представьте на миг такую картину: выглядываете из окна своего дома, а там ребята в черном камуфляже с автоматами. И между ними — танк. Хорошего вам дня!

 

Грубый коп

«Грубый коп» — одна из работ, выполненная на бумаге. Бэнкси выпустил ее в 2002 году тиражом 250 копий, а несколько работ завершил росписью вручную. Эта одна из них. Бэнкси подписал ее собственноручно и подарил парню, который послужил прообразом копа, изображенного на картине. В этой работе автор откровенно заявляет о своем отношении к представителям правопорядка. Позднее подобные образы приобретают сатирический характер. А здесь все просто: полицейский привлекает зрителя незатейливым жестом среднего пальца. Как он вам? Возможно, коп посылает этим жестом не вас, а власти, поскольку за его спиной читается символ анархии. Или это очередное напоминание людям, что представители власти редко бывают дружелюбны, и не стоит им доверять. А может, вы его просто достали, и он посылает именно вас? Решает зритель.

 

Полицейские дети

В 2005 году Бэнкси выпускает серию принтов «Полицейские дети». Эту работу можно было приобрести на ярмарке «Гетто Санты 05». Дети резвятся, перепрыгивая через лужу. Все говорит о том, что их жизнь легка и беззаботна, кроме одного. На детях — бронежилеты с надписью «Полиция». Они противоречат идиллическому образу детства, сводят на нет радость и веселье. Автор презирает полицию, считая, что отчасти именно полицейская система ставит под сомнение невинность людей и лишает их радости жизни.

«Многие родители пытаются делать для своих детей все, но они не позволяют им оставаться самими собой», — говорит автор. Вот так прекрасная свобода детства ускользает от нас. И становится нужна защита от защиты.

 

Бомбическая любовь

Первый трафарет с изображением девочки, обнимающей бомбу, Бэнкси сделал в 1998 в Бристоле. Работа символизирует ужас войны рядом с невинностью и чистотой. И вечный вопрос: почему мы воюем, когда можем творить мир вокруг себя?! Бэнкси полюбил это изображение и впоследствии часто его тиражировал. Автор говорит: «Любовь выше войны». Девушка обнимает огромную бомбу, как плюшевого медведя — и ее любящие объятия могут обезвредить самое мощное взрывное устройство. А значит, у войны нет власти и только правильные действия способны приносить победу.

Глядя на этот трафарет можно поразмышлять и о реальном характере войны. Каждый раз люди ведутся на увещевания властей, на обещания свободы и демократии, но на самом деле мотиваторы войны всегда одни — жадность и жажда власти. «Нет ничего более опасного, чем кто-то, кто мечтает сделать этот мир лучше».

 

Солдаты кампании за ядерное разоружение

Антивоенный манифест, который Бэнкси разместил напротив Британского Парламента. Но этой работе не суждено было там остаться — власти очень скоро убрали ее. К тому времени, как Бэнкси написал «Солдат кампании за ядерное разоружение », Брайн Хо уже 4 года подряд протестовал против агрессивной милитаристской внешней политики Британии и США. С 2001 года по 2011 годы Брайн жил на площади перед Парламентом. Он стал национальным символом мира. В 2011 Брайн Хо скончался от рака легких.

Работа Бэнкси показывает двух солдат, рисующих символ CND (Си-Эн-Ди) красной, словно кровь, краской. Один из них «стоит на стреме», другой — занят работой. Что-то явно привлекло их внимание, и работа вдруг на миг остановилась. Изображение Бэнкси пронизано иронией. С одной стороны, солдаты, рисующие мирный символ. С другой — рисуют именно красной краской. При этом воровато оглядываются, как будто боятся, что сейчас их схватят копы. Но Бэнкси закладывает в работу и более глубокий смысл: солдаты — это простые люди, которые вынуждены подчиняться приказам генералов и политиков. И граффити для солдат — такая же форма протеста на войне, как для нас — работа на городских стенах.

 

Полицейский грузовик бунтарей

Здесь вы видите редкую работу — одну из 52. Каждое изображение в этой серии уникально, на каждом — благодарность и подпись автора. Это были подарки художникам, которые в 2015 году помогли Бэнкси создать «Дисмалэнд» в деревне Уэстон-Супер-Мэр. В этой работе художник изобразил полицейских грузовик, служивший одним из экспонатов «Дисмалэнда», добавив к нему фигуры детей и радугу. Сама идея полицейского грузовика, который взбунтовался и решил стать подобием детской игровой площадки, кажется автору очень смешной, но, к сожалению, утопичной. Такой же, как и сам «Дисмалэнд».

 

Любовь в воздухе

«Любовь витает в воздухе» (или «Метатель») — одна из самых известных работ Бэнкси. Один из опросов, проведенный в 2017 году, показал: более половины респондентов узнают эту работу Бэнкси без подсказок. На ней художник изобразил участника уличного протеста, лицо которого скрыто банданой. С первого взгляда кажется, что он бросает коктейль Молотова. Но присмотритесь: на самом деле — это букет цветов.

Первую такую работу Бэнкси сделал в 2003 году во время первой поездки в Палестину. Тогда его гид сказал, что за стеной никто не смотрит. А когда художник вернулся после работы, хохотал над ним — конечно, за стеной постоянно наблюдают, она находится под прицелом снайперов.

Когда нам что-то не по нраву, мы протестуем, иногда выходим на улицу, чтобы выразить свой протест, донести его до властей. Но зачастую этот протест выходит из-под контроля и перерастает в настоящую войну, в которой, как и в любой другой, нет ни правых, ни победителей. Букет, а не «коктейль Молотова» в руках Метателя означает: любых изменений нужно добиваться мирным путем, иначе это приводит к еще большему насилию.

Образ парня должен напомнить бунтарей-акционистов 1960-х годов, которые вынесли на улицы Парижа оппозиционные лозунги и стали прародителями стрит-арта. А может быть, автор имел в виду, что протест против капиталистических или военных режимов примерно так же полезен, как метание цветов во время беспорядков.

 

Девушка с проколотым ухом

В британском Бристоле на стене стене здания Albion Dockyard неуловимый художник изобразил пародию на картину голландского живописца Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой», написанную в 1665-75 годах. Гигантское граффити получило название название «Девушка с проколотым ухом» (The Girl with the Pierced Eardrum). «Сережкой» в ухе изображенной девушки Бэнкси сделал установленный на здании ящик сигнализации.

10.08.2018