Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


В мире безмолвия

С какими трудностями сталкивается подводный фотограф, когда могут пригодиться амфибийные камеры и как бороться с темнотой на глубине: в рубрике «5 вопросов фотографу» — один из авторов альбома «Россия: взгляд из-под воды» Михаил Семенов
текст: Татьяна Кондратенко
фото: Михаил Семенов / www.semenoffoto.com

Какие ограничения появляются у фотографа под водой?

Вода — опасная среда. Погружаясь, фотограф всегда ограничен во времени. Запаса воздуха в баллонах хватает на всего на час-полтора. Необходимо уметь пользоваться водолазным оборудованием, понимать, чем чревата глубина и давление воды. Иногда процесс съемки настолько увлекает, что фотограф теряет контроль над ситуацией. Для съемки на глубине необходимо пройти подготовку в любом дайв-центре и получить соответствующий сертификат.

Вода не такая уж прозрачная, в отличие от воздуха, — видимость может исчисляться метрами, а то и сантиметрами! Поэтому надо правильно выбирать технику и оптику. Фотокамеру лучше иметь со сменной оптикой, так как понадобятся специальные объективы. В большинстве случаев используют два вида: сверхширокоугольный объектив (или «рыбий глаз») — с углом обзора около180 градусов по диагонали кадра. И макрообъектив.

Первый понадобится для съемки крупных объектов подводных пейзажей. Чтобы получить более четкие снимки, надо приблизиться как можно ближе к объекту, сократив расстояние между ним и фотокамерой. Существует негласное правило: можно снимать на расстоянии вдвое меньшее, чем видит глаз под водой. Однако широкоугольный объектив не может полноценно снимать через плоское стекло, возникают сферические и хроматической аберрации. Чтобы избежать этого эффекта, применяют выпуклое стекло. Его устанавливают на водонепроницаемый бокс, в котором находится «сухопутная» камера.

Второй объектив для подводной съемки — это макрообъектив. Под водой очень много интересной мелкой живности, скрытой от глаз людей. Для макросъемки под водой используют насадку «Порт» с плоским стеклом. Так как у макрообъективов малый угол обзора, то искажения при съемке через плоское стекло под водой незначительны.

В подводной фотографии есть еще один нюанс — с глубиной теряется цвет предметов. Наверно, вы замечали, что даже в прозрачном бассейне на глубине один метр белая плитка приобретает голубой оттенок, а на трехметровой глубине она выглядит более синей. На глубине 12 метров пропадает красный цвет, а на глубине 30 метров — желтый. Для того, чтобы вернуть цвет объектов на переднем плане, необходимо применять подводные фотовспышки. Их применяют, как правило, по две — чтобы избежать глубоких теней. Вспышки нельзя располагать вблизи подводной камеры, иначе они будут высвечивать взвешенные частицы под водой и перед объективом. Чтобы этого избежать, их крепят на выносных гибких штативах.

Существует распространенное мнение о том, что под водой очень темно. Это не всегда так. Например, в тропических океанских водах на глубине сорока метров в солнечную погоду видимость, как в пасмурный день. В наших морях на этой глубине темнее — как при сумерках.

Как правильно выбрать бокс для камеры — что подойдет новичкам?

Начинающему фотографу лучше выбрать легкую сухопутную камеру со сменной оптикой и недорогой водонепроницаемый бокс. Можно приобрести амфибийную фотокамеру — она снимает как на поверхности, так и под водой. Среди минусов — ресурс у таких камер небольшой, и они не рассчитаны на большие глубины.

Бокс сам по себе достаточно объемный и тяжелый. Вместе с выносными вспышками оборудование сильно стесняет движение фотографа под водой. К сожалению, без такого комплекта не обойтись, если вы хотите получить качественные подводные фотографии. Профессионалы чаще всего работают вместе с ассистентами. Помощники помогают подсвечивать дополнительными вспышками объекты под водой. Иногда он же работает в кадре моделью, которая иногда нужна для масштаба и перспективы в кадре. Кроме того, на ассистента ложится контроль безопасности погружения, так как он менее увлечен творческим процессом.

Где и как новичкам можно потренироваться снимать под водой без сертификата дайвера?

Чтобы получить хорошие подводные фотографии, вовсе не обязательно покорять сумасшедшие морские глубины. У поверхности воды тоже можно найти много интересных сюжетов. На мелководье водится много разнообразной живности, которая доступна человеку с маской и ластами. Порой очень удачные фотографии получаются на границе «воздух-вода» (в этом случае и дайверская маска не нужна). Однако для подобной съемки пригодится терпение, ведь поверхность воды редко бывает спокойной. Придется делать много дублей.

Дублировать фото надо при любой подводной съемке. Разглядеть хороший кадр можно будет уже только на поверхности. Обязательно просматривайте фотографии на компьютере — анализируйте ошибки, чтобы не повторить их при следующей съемке.

Где в России интереснее всего снимать подводный мир?

Сейчас у нас в стране есть дайв-центры во всех интересных местах для погружений: на Черном, Белом, Баренцевом, Японском морях и на Байкале. Я думаю, что у каждого города в России есть река, озеро или затопленный карьер с прозрачной водой. Даже Москва-река пригодна для подводной фотографии. Осенью видимость под водой может составлять шесть-семь метров.

Единственный нюанс при съемках в наших озерах, реках и морях — очень холодная вода. Придется потратиться на специализированное оборудование, рассчитанное на холодноводные погружения. О тонкостях вам расскажут на курсах в дайв-центре.

Как найти сюжет для съемки под водой?

Своим ученикам я всегда говорю, что сюжет можно найти в луже. Самое главное в фотографии — это замысел. И только после надо думать над тем, как снимать и какую технику применять. По возможности, лучше проводить предварительную съемку — это поможет в выборе света и времени съемки. Утром и вечером лучи солнца проходят под косыми углами и дают неповторимый рисунок на мелководье. На глубине при этом будет темно, поэтому глубоководную съемку лучше отложить на дневное солнце. Сильные блики на мелководье могут сильно отвлекать от объекта съемки — в этом случае лучше дождаться пасмурной погоды.

Подводная фотография — крайне сложная и требует больших физических затрат. Однако результаты оправдывают такой труд. У вас может появиться шанс снять кадры, которые не смогут повторить другие фотографы. Вашими глазами будут смотреть на подводный мир те люди, которые никогда не опускались на большую глубину.

12.10.2015