Какие ограничения появляются у фотографа под водой?

Вода — опасная среда. Погружаясь, фотограф всегда ограничен во времени. Запаса воздуха в баллонах хватает на всего на час-полтора. Необходимо уметь пользоваться водолазным оборудованием, понимать, чем чревата глубина и давление воды. Иногда процесс съемки настолько увлекает, что фотограф теряет контроль над ситуацией. Для съемки на глубине необходимо пройти подготовку в любом дайв-центре и получить соответствующий сертификат.

Вода не такая уж прозрачная, в отличие от воздуха, — видимость может исчисляться метрами, а то и сантиметрами! Поэтому надо правильно выбирать технику и оптику. Фотокамеру лучше иметь со сменной оптикой, так как понадобятся специальные объективы. В большинстве случаев используют два вида: сверхширокоугольный объектив (или «рыбий глаз») — с углом обзора около180 градусов по диагонали кадра. И макрообъектив.

Первый понадобится для съемки крупных объектов подводных пейзажей. Чтобы получить более четкие снимки, надо приблизиться как можно ближе к объекту, сократив расстояние между ним и фотокамерой. Существует негласное правило: можно снимать на расстоянии вдвое меньшее, чем видит глаз под водой. Однако широкоугольный объектив не может полноценно снимать через плоское стекло, возникают сферические и хроматической аберрации. Чтобы избежать этого эффекта, применяют выпуклое стекло. Его устанавливают на водонепроницаемый бокс, в котором находится «сухопутная» камера.

Второй объектив для подводной съемки — это макрообъектив. Под водой очень много интересной мелкой живности, скрытой от глаз людей. Для макросъемки под водой используют насадку «Порт» с плоским стеклом. Так как у макрообъективов малый угол обзора, то искажения при съемке через плоское стекло под водой незначительны.

В подводной фотографии есть еще один нюанс — с глубиной теряется цвет предметов. Наверно, вы замечали, что даже в прозрачном бассейне на глубине один метр белая плитка приобретает голубой оттенок, а на трехметровой глубине она выглядит более синей. На глубине 12 метров пропадает красный цвет, а на глубине 30 метров — желтый. Для того, чтобы вернуть цвет объектов на переднем плане, необходимо применять подводные фотовспышки. Их применяют, как правило, по две — чтобы избежать глубоких теней. Вспышки нельзя располагать вблизи подводной камеры, иначе они будут высвечивать взвешенные частицы под водой и перед объективом. Чтобы этого избежать, их крепят на выносных гибких штативах.

Существует распространенное мнение о том, что под водой очень темно. Это не всегда так. Например, в тропических океанских водах на глубине сорока метров в солнечную погоду видимость, как в пасмурный день. В наших морях на этой глубине темнее — как при сумерках.

Как правильно выбрать бокс для камеры — что подойдет новичкам?

Начинающему фотографу лучше выбрать легкую сухопутную камеру со сменной оптикой и недорогой водонепроницаемый бокс. Можно приобрести амфибийную фотокамеру — она снимает как на поверхности, так и под водой. Среди минусов — ресурс у таких камер небольшой, и они не рассчитаны на большие глубины.

Бокс сам по себе достаточно объемный и тяжелый. Вместе с выносными вспышками оборудование сильно стесняет движение фотографа под водой. К сожалению, без такого комплекта не обойтись, если вы хотите получить качественные подводные фотографии. Профессионалы чаще всего работают вместе с ассистентами. Помощники помогают подсвечивать дополнительными вспышками объекты под водой. Иногда он же работает в кадре моделью, которая иногда нужна для масштаба и перспективы в кадре. Кроме того, на ассистента ложится контроль безопасности погружения, так как он менее увлечен творческим процессом.

Где и как новичкам можно потренироваться снимать под водой без сертификата дайвера?Читать дальше >>>