Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


В деталях

Как превратить китовый объектив в «макрик», перевернув его задом наперед, для чего служат макроконвертеры и каких героев для съемки можно отыскать в ближайшей луже: в рубрике «5 вопросов фотографу» Надежда Муравьева рассказывает о секретах макросъемки
текст: Татьяна Кондратенко
фото: Надежда Муравьева

Как выбрать хороший макрообъектив?

Проще всего ответить, что хороший макрообъектив должен быть резким, иметь быстрый и точный автофокус, хороший стабилизатор изображения (для тех, кто отвергает штатив). Но это не совсем так. Хороший макрообъектив — тот, который служит поставленной цели и максимально выполняет конкретную задачу.

Честно говоря, макро можно снимать чем угодно. Моим первым «макрообъективом» стал самый обычный «кит» с прикрученным к нему изолентой советским объективом «Индустар», поставленным задом наперед к передней линзе. Получился так называемый «перевертыш» (Пример).

Потом были и другие макрообъективы: коротко- и длиннофокусные. Я пробовала снимать макро «широкоугольником» и «телевиком», уникальным, позволяющим достигать пятикратных увеличений, Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo (Пример) и стареньким «Гелиосом». При помощи последнего можно рисовать причудливое боке (Пример).

Все зависит от того, что ты хочешь снимать и как. Если задача — сделать портретный снимок медлительного или спящего насекомого, и ты не любишь пользоваться штативом, то подойдет короткофокусный легкий макрообъектив с небольшой дистанцией фокусировки. Например, Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM.

Если ты никуда не торопишься и предпочитаешь штатив, любишь долго колдовать над картинкой, а герой никуда не убегает — можно остановиться на макрообъективе с большим фокусным расстоянием (135, 150 или 180 мм). Или воспользоваться телеобъективом, а для уменьшения дистанции фокусировки поставить между ним и фотоаппаратом одно или несколько удлинительных колец (Пример).

Если ты хочешь показать насекомое или растение в среде обитания так, чтобы четко читались все детали самого дальнего плана, — снимать нужно «широкоугольником» или «фишаем» (Пример). Для студийной съемки подойдут объективы с небольшой дистанцией фокусировки в сочетании с макронасадками (Пример).

Какое дополнительное оборудование должно быть в рюкзаке макрофотографа?

Если фотограф не хочет ограничивать себя какой-то одной техникой съемки, в его рюкзаке должно лежать множество самых разных дополнительных приспособлений. Удлинительные кольца (их можно использовать как с макро-, так и с телеобъективом), телеконвертер, макронасадки. Увеличивать снимаемые сцены и сэкономить на дорогих объективах помогут макроконвертеры. Они устанавливаются на объектив.

Наиболее удобен макроконвертер Raynox DCR-250 (оптическая сила — восемь диоптрий) или Raynox DCR-150 (4,8 диоптрий). Он устанавливается на переднюю линзу объектива с помощью специального зажима.

А еще макрофотографу нужен удобный штатив, позволяющий устанавливать камеру максимально низко, в идеале — на уровне земли. Рассеиватель, защищающий от жесткого прямого солнечного света, и отражатель, позволяющий подсветить нужные участки «сцены».

Низкое рассветное или закатное солнце с его мягкими лучами дарит фотографу волшебные кадры, но и в пасмурную погоду можно моделировать самые причудливые световые схемы, используя вспышки, управляемые радиосинхронизаторами (Пример).

Какие есть хитрости макросъемки, которые полезно знать новичкам?

К примеру, перевернув обыкновенный объектив задом наперед, можно превратить его в «макрик». Раньше умельцы разбирали объективы и самостоятельно переставляли контактные группы. В интернете и сейчас ещё можно найти пошаговую инструкцию всего процесса. А теперь готовые реверсивные адаптеры продаются в онлайн-магазинах.

Еще можно превратить любой (кроме широкоугольного) объектив в макрообъектив с помощью удлинительных колец, телеконвертеров, макролинз и всевозможных их сочетаний.

Интересный и необычный макрокадр это всегда раздумья, поиск, опора на фундаментальные законы, но при этом — еще и новые нестандартные решения.

Собственно, законы композиции были открыты задолго до появления фотографии. Тем, кто интересуется, советую обратиться к книгам Александра Лапина «Фотография как...» и «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом». Тем, кто только-только взял в руки фотоаппарат, рекомендую книгу Александра Дегтярева «Фотокомпозиция. Средства. Формы. Приемы». Или можно пообщаться с фотографами и задать любые вопросы о технике на сайте Клуба любителей макросъемки.

Как подобрать подходящий фон для макроснимка?

Фон в макрофотографии играет важную роль. В нем не должно быть ничего лишнего. Он может деликатно и ненавязчиво подчеркивать форму и цвет главного объекта. Фон может быть размытым, гармонирующим или, наоборот, контрастирующим с объектом съемки (Пример.)

«Оторвать» объект от фона помогает открытая диафрагма, уменьшающая глубину резкости или достаточная удаленность главного героя от окружающих объектов.

В то же время фон может стать и полноправным участником сюжета, вступать с главным персонажем в диалог и создавать нужную атмосферу (Пример). В этом случае фотограф тщательно выбирает точку съемки. Чтобы все разрозненные элементы кадра заиграли в едином оркестре.

Когда лучше снимать самых частых героев макросъемки — насекомых?

Дать универсальный совет по времени съемки насекомых невозможно: одни активны ночью и прячутся днём, другие — наоборот. Ночных насекомых можно привлечь на свет. Бабочек и стрекоз легко отыскать на рассвете, когда они ещё спят, скованные ночной прохладой и отяжеленные росяным покрывалом.

Разную водную живность: личинок комаров, водяных клещиков, дафний, циклопов или гид можно легко найти в ближайшем водоеме или даже глубокой луже (Пример.)

При съемке насекомых важно помнить, что мы не должны нарушать естественное течение их жизни, а лишь наблюдать. Если возможно — создавать условия для того, чтобы насекомое проявило свои инстинкты и ловить удачный момент.

Для того, чтобы сделать интересную фотоисторию, нужно хорошо изучить своего героя, знать его жизненный цикл, особенности поведения, пищевые пристрастия, взаимодействие с ближайшими «соседями». Обязательно нужно показать среду обитания насекомого, общий план и детали.

01.09.2015