Какие особенности есть у воздушной съемки?

Как и в спортивной фотографии, здесь ограничено время для построения кадра. Объекты съемки и условия освещения меняются быстро — надо уметь «ловить мгновение».

Кроме того, главный на борту воздушного судна всегда пилот. С пожеланиями фотографа — снизиться на 150 метров или взлететь пораньше — он не всегда может считаться. Ведь главное в полете — это все-таки безопасность. Поэтому воздушный фотограф должен уметь создавать «шедевры», исходя из имеющихся условий. Нельзя лететь ниже — возьми длиннофокусный объектив. Взлетели не утром, а в обед — и свет стал плоским? Ищи геометрический и цветовой рисунок. Нельзя открыть иллюминатор — отмой его заранее, и картинка будет лучше.

А как справляться с вибрацией фотоаппарата?

Вибрацию камеры я компенсирую руками — «сопровождаю» движением объектива снимаемый объект. Иногда это довольно сложно. Ночью, чтобы не выйти за порог чувствительности 3200 ISO, за которым шум становится неприемлемым, мне приходится снимать с выдержкой 1/5 — 1/30 секунды. Справиться с проблемой помогают гиростабилизаторы.

У воздушного фотографа есть еще одна сложность — опознать снятый объект. Определить после трех часов полета над центральной Россией, какую церковь и в какой деревне снял — задача не из легких. Самое простое решение — установить GPS-трекер на смартфон.

Как правильно выстраивать композицию фотографии с воздуха?

Съемка с высоты — это всегда съемка с большого расстояния. В то же время, людям интересны снимки, где есть много деталей и планов. Поэтому основной инструмент при съемке с воздуха — длиннофокусный объектив. Мой главный рабочий диапазон — 70-200 мм. Конечно, при этом возрастает риск «шевеленки», то есть смазанности снимка. Но, к счастью, современные фотоаппараты позволяют устанавливать высокие значения светочувствительности при относительно низком уровне шума. Я, как правило, снимаю с выдержкой 1/500 — 1/1000. Этого достаточно, чтобы избежать нерезких кадров.

Второй момент, о котором всегда следует помнить — построение кадра относительно горизонта. Горизонт легко «завалить», особенно если его в видоискатель не видно. Большой подмогой мне стали функции электронных горизонтов в современных фотоаппаратах Nikon и Sony.

В какое время суток и в какую погоду лучше всего проводить такую съемку?

Идеальные условия аналогичны подобным в ландшафтной фотографии. Невысокое, теплое солнце дает длинные тени. Хорошие кадры получаются в «режиме сумерек» — 15 минут до и после заката. Чистый до горизонта воздух в средней полосе России, как правило, можно застать в марте-апреле. Кудрявые облачка — в мае-июне. Редкие низовые туманы снимают в августе-сентябре. Яркие краски пейзажей — в сентябре-октябре. Жаль только, если ждать идеальных условий, не многое успеешь снять за жизнь.

Как сделать хороший снимок, фотографируя через толстое стекло иллюминатора самолета?

В этом случае главный враг — блик. Он попадает в объектив от стекла иллюминатора. Чтобы этого избежать, можно обмотать объектив темной курткой — и держать его вплотную к стеклу иллюминатора.  geo_icon