1. Какие места в России Вы бы посоветовали для съемок природы?

В России движение природных фотографов находится в самом начале своего становления. Мы только начали изучать свою страну. Сейчас российские заповедники доступны только ученым и профессионалам. Но фотографы-любители могут посещать национальные парки, которых в нашей стране 43. Они созданы для экологического туризма, фотографии и любительских наблюдений в природе.

Красоты национального парка Таганай на Южном Урале точно на оставят никого равнодушным. Хороша атмосфера русского Севера в Кенозерском национальном парке. А до озер и южной тайги в Валдайском национальном парке можно добраться за несколько часов как из Петербурга, так и из Москвы. В Анюйском парке на Дальнем Востоке можно увидеть неизмененную девственную природу.

2. Как Вы готовитесь к съемке?

Прежде всего, нахожу подробнейшие карты территории (желательно в масштабе 250 метров на сантиметр). Закачиваю их в навигатор и компьютер. Затем штудирую так называемую «Летопись природы». Это подробные отчеты метеорологов, фенологов, зоологов и ботаников. Их каждый год публикуют все российские заповедники и национальные парки. Они помогают при планировании работ — найти то, что интересно на природной территории. А затем я просматриваю научные работы по тому виду животного или растения, которое является «визитной карточкой» места.

3. Сколько времени Вы обычно проводите на месте съемки?

Для того чтобы максимально раскрыть неизвестную территорию, мне требуется минимум год. В идеале — три. Тогда получается увидеть все смены времен года — весеннее возрождение, осеннее умирание, зимнюю стужу. Оптимальный период автономного нахождения в лесу — две недели. Потом надо делать небольшой перерыв, чтобы обработать результаты. А если говорить об одном дне — работа в укрытии порой заставляет ждать кадра по восемь-десять часов.

Фотограф природы должен уметь «строить» кадр в любых световых, погодных и временных условиях. Также важно уметь договариваться и объяснять свою цель проводникам, местным жителям, аборигенам. И самое последнее — работая в жанре природной фотографии, нельзя торопить события. Нужно выжидать момент. И главное — уважать «модель», кем бы она ни была: белым медведем, гориллой или бабочкой на диком степном тюльпане.

4. А как сделать интересные кадры с растениями — деревьями, цветами?

Я люблю снимать северный лес и болотистые просторы с трудно

выживающими растениями — «терпеливцами». Сначала я узнаю особенности растения — его латинское название и ту историю, которую можно про него рассказать. И потом решаю, что может быть интересным: внешний вид, ландшафт, сложные природные условия обитания или свет, который падает на растение. Редкий объект требует разных подходов. Чтобы сделать лучшие кадры, вернуться к нему придется не раз.

5. Привязываете ли Вы съемку к сезонам?

Если это лето в Европейской части России, в тайге или степи — работать надо утром или поздним вечером. А на Севере — ловить моменты цветения трав и краткий миг выведения потомства птицами. Осень — буйство красок. Это пейзажное раздолье и туманы. Здесь время рабочего дня сдвигается на вторую половину дня.

К зимней съемке нужно тщательно готовиться — покупать теплую одежду, брать напрокат снегоходы. А также уметь ходить на лыжах и пережидать холод. Съемочный день зимой сжимается до нескольких часов. Звери в тяжелых условиях снежной бескормицы активны утром. Поэтому оказаться на месте съемки лучше как можно раньше. Выходить на съемку порой приходится ранним утром в темноте. Еще один важный момент — фотограф должен уметь управляться с автоматическими регистраторами. Это поможет не упустить важные моменты.
  geo_icon