Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


История в портрете

Как снимать портреты обычным китовым объективом и каким образом сумочка на тонком ремешке поможет герою удачно расположить руки на фотографии: в рубрике «5 вопросов фотографу» — автор проекта «320 исландцев» Варвара Лозенко
текст: Татьяна Кондратенко
фото: Варвара Лозенко

Как найти подход к герою, чтобы перед камерой он чувствовал себя комфортно?

Самый действенный метод — подружиться с моделью. Проведите вместе время до съемки: прогуляйтесь, поговорите, выпейте чаю.

С журнальными съемками всегда сложнее из-за временных рамок. В любом случае, пусть недолго, но предельно искренне пообщайтесь с моделью. Тем самым покажите, что вы тоже живой человек, который точно так же может смущаться.

Когда приходится снимать известную личность, фотограф и сам порой теряется. Главное — вести себя на равных, но без лишней фамильярности. Это поможет избежать ситуации «звезда и кто-то с фотоаппаратом».

Успех портрета во многом зависит от того, насколько человеку интересно с фотографом. Здесь играет роль и то, как выглядит фотограф, во что он одет, что смотрел и читал в последнее время, куда ездил и о чем размышлял. Если герою приятно работать с фотографом, вполне возможно, что он пожертвует обедом в кафе или совещанием — и запланированная получасовая съемка растянется на час или даже дольше.

Во время портретной съемки часто бывает, что герой не знает, куда деть руки. Что вы делаете в этом случае?

Когда модель спрашивает, что ей или ему делать с руками, значит, человеку однозначно некомфортно. Если фотограф не исправит это положение, на кадре неминуемо будут проблемы с руками. Они будут или у лица, скрещены на груди или «в боки». Все это портит фотографию, а о герое складывается впечатление как о закрытом и закомплексованном человеке.

Если придумать что-то более интересное не получается, предложите человеку сделать такое движение, как будто он моет руки. Или, если это женщина, попросите ее представить, будто она держит перед собой за короткий ремешок маленькую сумочку — так, как это делает королева Елизавета. Она всегда фотографируется именно с таким положением рук. Совет странный, но многим помогает.

Нередко бывают ситуации, когда единственный выход — это положение рук в карманах. У многих мужчин это выработалось в привычку. А привычка — это вторая натура, поэтому снимайте то, что есть. Но при этом важно проследить, чтобы рука не оказалась обрезана краем кармана до середины. Или большие пальцы не оказались на поясе (ладонь в кармане — большой палец снаружи). Такие эффекты видеть потом довольно неприятно.

Какими способами на снимке можно передать характер, индивидуальность героя?

Выбор формата — горизонтальный или вертикальный — имеет важную роль. В горизонтальном кадре человек подсознательно воспринимается как часть пейзажа, часть среды, в которой находится. Отношения среды и объекта при этом почти равноправные, как в сложносочиненном предложении.

Если же вы хотите больший акцент сделать на персонаже, лучше выбрать вертикальный формат. В его основе лежит парадный портрет — максимально репрезентативный. Он показывает человека с головы до ног, максимально достоверно передает его статус.

От ракурса также зависит восприятие персонажа: с его помощью модель можно возвысить, а можно уменьшить и даже унизить. Не зря ведь говорят о «ракурсах Родченко»: казалось бы, что в них особенного? А ведь он взял и возвысил, возвеличил детей. Сняв пионерку с нижнего ракурса, он впервые показал ребенка как великана, титана, как кого-то великого. До этого дети никогда не представлялись на фотографиях настолько грандиозно. Их всегда фотографировали сверху вниз или лицом к лицу (камера в фотоателье помещалась на уровень лица ребенка или ребенка сажали на стул, чтобы он оказался на нужной высоте).

Важно правильно выбирать фон. О фоне я говорю в широком смысле — это вся в целом среда, которая окружает человека на фотографии. Помещая персонажа в какую-то среду, нужно действовать очень деликатно — ведь мы этим самым как бы сталкиваем два мира: микрокосм (человек и его внутренний мир) и макрокосм (внешний мир). Внешнее должно соответствовать внутреннему, чтобы получилось гармоничное взаимодействие. Поэтому, к примеру, рыбаков я предпочитаю фотографировать в их рыбацких лодках. Плотников — среди досок и в окружении столярных инструментов, художников — в мастерских.

Как правильно обрезать портретный снимок?

Если снимаете человека в полный рост, нельзя обрезать нижний край по обуви. Внизу должно оставаться пространство, так же как и верхний край не должен касаться головы.

Справа и слева тоже оставляйте место. Но это не означает, что человек должен располагаться строго в центре кадра, по его вертикальной оси.

Если формат кадра горизонтальный, то лучше расположить человека на фоне пейзажа так, чтобы соблюдалось так называемое «правило третей»: главный персонаж находится на расстоянии 1:3 от правого или левого края.

Этот метод важно учитывать и при иных вариантах композиции: если речь о поясном вертикальном портрете, «правило третей» должно соблюдаться в отношении глаз (лица) модели.

Всегда нужно думать о том, чтобы в кадре была динамика (поэтому лучше избегать симметрии — она обездвиживает), избегать прямых углов, добиваться того, чтобы были диагональные линии (идущие из левого нижнего угла в правый верхний — восходящая диагональ — и из левого верхнего в правый нижний — нисходящая). Поэтому часто правильнее бывает расположить человека в кадре не фронтально, а в 3/4 повороте.

В поясном портрете и портрете крупным планом кадрирование может быть сильным выразительным средством. Главное — не срезать верхним краем макушку, иначе создается психологически неприятный эффект. Лучше провести верхнюю границу кадра чуть выше или чуть ниже линии роста волос или по середине лба. А нижнюю никогда не проводить по середине шеи — лучше сделать ее на уровне ключиц или чуть ниже линии подбородка при совсем крупноплановом портрете, когда в фокусе оказываются в основном глаза.

Как настроить камеру для съемки портретов?

Чем ближе к вам человек, тем меньше должно быть фокусное расстояние. Оно минимально при съемке крупнопланового портрета, когда в фокусе находятся только глаза человека. Значение диафрагмы в таком случае должно быть от 1 до 2.8 (в зависимости от того, что у вас за объектив, но выбрать нужно именно положение максимального раскрытия диафрагмы, то есть минимальное f-число).

Если у вас совсем простой китовый объектив, который идет в комплекте с камерой, минимальное число диафрагмы, как правило, 3.5. При съемке с дневным светом выдержка при этом будет от 1/100 до 1/320.

При съемке человека в полный рост, чтобы он немного отделятся от фона (для этого нужно добиться хотя бы небольшого размытия фона), лучше также использовать небольшое число диафрагмы: от 2.8 до 4 или 5.6.

Если вы снимаете человека в интерьере с внешним источником света и хотите выделить детали (допустим, это художник в мастерской или шеф-повар в ресторане), советую использовать значение диафрагмы 8 — тогда и человек и фон будут выглядеть одинаково резко.

Фотопроект Варвары Лозенко «320 исландцев», где представлены портреты местных жителей разных возрастов, разного социального статуса и живущих в разных точках страны.

06.08.2015