Как найти подход к герою, чтобы перед камерой он чувствовал себя комфортно?

Самый действенный метод — подружиться с моделью. Проведите вместе время до съемки: прогуляйтесь, поговорите, выпейте чаю.

С журнальными съемками всегда сложнее из-за временных рамок. В любом случае, пусть недолго, но предельно искренне пообщайтесь с моделью. Тем самым покажите, что вы тоже живой человек, который точно так же может смущаться.

Когда приходится снимать известную личность, фотограф и сам порой теряется. Главное — вести себя на равных, но без лишней фамильярности. Это поможет избежать ситуации «звезда и кто-то с фотоаппаратом».

Успех портрета во многом зависит от того, насколько человеку интересно с фотографом. Здесь играет роль и то, как выглядит фотограф, во что он одет, что смотрел и читал в последнее время, куда ездил и о чем размышлял. Если герою приятно работать с фотографом, вполне возможно, что он пожертвует обедом в кафе или совещанием — и запланированная получасовая съемка растянется на час или даже дольше.

Во время портретной съемки часто бывает, что герой не знает, куда деть руки. Что вы делаете в этом случае?

Когда модель спрашивает, что ей или ему делать с руками, значит, человеку однозначно некомфортно. Если фотограф не исправит это положение, на кадре неминуемо будут проблемы с руками. Они будут или у лица, скрещены на груди или «в боки». Все это портит фотографию, а о герое складывается впечатление как о закрытом и закомплексованном человеке.

Если придумать что-то более интересное не получается, предложите человеку сделать такое движение, как будто он моет руки. Или, если это женщина, попросите ее представить, будто она держит перед собой за короткий ремешок маленькую сумочку — так, как это делает королева Елизавета. Она всегда фотографируется именно с таким положением рук. Совет странный, но многим помогает.

Нередко бывают ситуации, когда единственный выход — это положение рук в карманах. У многих мужчин это выработалось в привычку. А привычка — это вторая натура, поэтому снимайте то, что есть. Но при этом важно проследить, чтобы рука не оказалась обрезана краем кармана до середины. Или большие пальцы не оказались на поясе (ладонь в кармане — большой палец снаружи). Такие эффекты видеть потом довольно неприятно.

Какими способами на снимке можно передать характер, индивидуальность героя?

Выбор формата — горизонтальный или вертикальный — имеет важную роль. В горизонтальном кадре человек подсознательно воспринимается как часть пейзажа, часть среды, в которой находится. Отношения среды и объекта при этом почти равноправные, как в сложносочиненном предложении.

Если же вы хотите больший акцент сделать на персонаже, лучше выбрать вертикальный формат. В его основе лежит парадный портрет — максимально репрезентативный. Он показывает человека с головы до ног, максимально достоверно передает его статус.

От ракурса также зависит восприятие персонажа: с его помощью модель можно возвысить, а можно уменьшить и даже унизить. Не зря ведь говорят о «ракурсах Родченко»: казалось бы, что в них особенного? А ведь он взял и возвысил, возвеличил детей. Сняв пионерку с нижнего ракурса, он впервые показал ребенка как великана, титана, как кого-то великого. До этого дети никогда не представлялись на фотографиях настолько грандиозно. Их всегда фотографировали сверху вниз или лицом к лицу (камера в фотоателье помещалась на уровень лица ребенка или ребенка сажали на стул, чтобы он оказался на нужной высоте).

Важно правильно выбирать фон. О фоне я говорю в широком смысле — это вся в целом среда, которая окружает человека на фотографии. Помещая персонажа в какую-то среду, нужно действовать очень деликатно — ведь мы этим самым как бы сталкиваем два мира: микрокосм (человек и его внутренний мир) и макрокосм (внешний мир). Внешнее должно соответствовать внутреннему, чтобы получилось гармоничное взаимодействие. Поэтому, к примеру, рыбаков я предпочитаю фотографировать в их рыбацких лодках. Плотников — среди досок и в окружении столярных инструментов, художников — в мастерских.

Как правильно обрезать портретный снимок?

Если снимаете человека в полный рост, нельзя обрезать нижний край по обуви. Внизу должно оставаться пространство, так же как и верхний край не должен касаться головы.Читать дальше >>>