Первый вагон был сброшен в Атлантический океан в 2001 году у побережья Делавэра. Прислали его вместе другими тремя десятками из Нью-Йорка, где более 40 лет эти поезда перевозили по городу несколько миллионов человек в день. Американцы прозвали их “Яркими Лайнерами” (BrightLiners) за блестящую наружную обшивку из нержавеющий стали. Без дверей и окон, сидений и поручней за 10 лет они успели обрасти кораллами и водорослями.

Новые искусственные рифы уже облюбовали тунец и макрель, которые используют их как укрытия при охоте. Внутри машин живет морской окунь, а на крыше в иле прячется камбала. За несколько лет биомасса у побережья штата увеличилась в 400 раз. Вагоны достаточно вместительны (от 15 до 20 метров в длину и около трех метров в ширину), и их веса хватает, чтобы пережить подводные бури и долго оставаться на одном месте.

Однако правозащитные организации считают, что машины, содержащие в стенах и напольном покрытии асбест, - не самый безопасный дом для рыб, и советуют заменить их обычными камнями или специальными бетонными шарами. Но проект был одобрен и государством, и природоохранными ведомствами. Чиновники уверяют, что вреден только тот асбест, который попадает в воздух, а под водой он абсолютно безопасен. Да и бетонные шары стоят дорого, а вагоны метро Нью-Йорк поставляет бесплатно.

Вслед за Делавэром такие же рифы стали использовать и другие штаты: Нью-Джерси, Северная Каролина, Джорджия, Вирджиния. Нью-Йорк дает им по 100 машин в год. До этого искусственными рифами в США служили старые машины и различная бытовая техника. На дно океана сбрасывали холодильники, магазинные тележки, стиральные машины и даже несколько танков. geo_icon